|
Личное оружие российских монархов и высших вельмож, уникальный стяг Ивана Грозного, ордена и фарфор, - все это смогут увидеть жители Самары, где открывается выставка экспонатов из запасников кремлевских музеев. В постоянных экспозициях в Москве эти артефакты пока выставить невозможно - попросту не хватает помещений.
В руках Василия Новоселова подарок правителя Священной Римской империи Леопольда Первого. При Анне Иоановне, добавляет кандидат исторических наук, Василий Лукич вместе со всей фамилией Долгоруких впал в немилость, был репрессирован. Оружие его конфисковали, и оно попало к нам.
Время выноса каждого экспоната из фондохранилища непременно фиксируется, как и время его возвращения. Указывается инвентарный номер. Только после этого в фотолабораторию, что двумя этажами выше. В данный момент здесь готовится каталог выставки, что откроется в Самаре. Уже вот-вот, в январе.
Желательно вещь нести, говорит Василий Рудольфович, в одной плоскости, чтобы лишнего дискомфорта не доставлять. И - без тряски. Про каждый экспонат не репортаж, а кино можно снять, например, про походный тесак Петра Первого, которым он пользовался, судя по многочисленным переточкам, очень часто. Именно им, эти палашом, император, возможно, самолично рубил головы бунтарям-стрельцам. Шлем двоюродного брата первого русского царя из династии Романовых, Ивана Никитича. Когда-то весь покрытый золотом и серебром, он потускнел после Кремлевского пожара 1737 года. Все эти раритеты ютятся в небольшом подвале, где когда-то обитали истопники. Сыро, холодно - у музейщиков болят суставы.
«Одна из сложностей нашего музея состоит в том, что практически все собрание состоит исключительно из шедевров, которые можно было бы показывать, но из-за недостатка мест мы сделать этого не можем», - говорит Елена Гагарина, директор музеев Московского Кремля.
Есть, что показать, но негде. Ни ордена, которых гораздо больше, чем представлено этой временной экспозицией, ни костюмы, ни знаменитый фарфор, ни коллекцию знамен, где редчайшие артефакты. Начиная с Великого стяга Ивана Грозного. Без дополнительной пары рук полотнище, которому 450 лет, не развернуть. По сути, это - иллюстрация «Нового Завета», 19 главы «Апокалипсиса».
Стяг охранял целый отряд, говорит историк, человек двести. Разворачивали его уже на месте будущего боя. Такая реликвия достойна целой выставки, но снова все упирается в дефицит экспозиционного пространства. Как выход из положения - знамя поменьше - размером с четвертинку целого, стрелецкое. Оно тоже будет показано в Самаре, как и шпага Василия Долгорукого. Гастроли - едва ли не единственная возможность показать как можно больше из того, что составляет славу и гордость нашей страны.
| |