|
Чрезмерное увлечение просмотром 3D-фильмов приводит к «передозировке» трехмерным изображением, которая влечет за собой тошноту, рвотные позывы, головокружение и дезориентацию в пространстве, предупреждают ученые.
Эта проблема, обнаруженная еще в начале 1990-х годов, до сих пор остается нерешенной, даже несмотря на взрывной рост числа фильмов в трехмерном формате за последние годы и выпуск дорогих высокотехнологичных 3D-телевизоров.
Впервые о «тошнотворном» 3D стало известно в 1993 году, когда Sega разработала первый прототип стереоскопических очков для видеоигр. С помощью этих очков пользователи могли полностью погрузиться в мир виртуальной реальности - это стало возможным благодаря маленьким дисплеям, которые проецировали трехмерную картинку на сетчатку глаз.
Казалось бы, что 3D-технологии еще тогда были обречены на успех. Тем не менее, «геймеры-испытатели» вскоре заявили, что после длительной игры чувствуют позывы к рвоте. Это объяснялось тем, что трехмерные объекты не менялись достаточно быстро, чтобы успевать за движениями головы пользователя, и в результате возникал сенсорный конфликт между тем, что видели глаза, и тем, что чувствовало внутреннее ухо, отвечающее за органы чувства равновесия и положения тела в пространстве.
Хотя технологии с того времени значительно улучшились, основная концепция осталась прежней: несколько 2D-кадров создают трехмерный эффект, «попадая» с разных углов в оба глаза зрителя. Эта проблема, по словам ученых, характерна абсолютно для всех существующих сегодня 3D-дисплеев, в том числе и для тех, которые установлены в кинотеатрах - частая смена трехмерных кадров вызывает у зрителей рвотные позывы.
Если при просмотре 3D-фильмов человек испытывает головную боль, дезориентацию в пространстве или тошноту, то это типичные симптомы «кибер-укачивания» (cybersickness), отмечает Джуди Барретт из Организации военных научно-технических исследований Австралии в докладе, опубликованном в 2004 году. По мнению ученого, причина этого недомогания заключается в сенсорном конфликте между движением глазных яблок и линз.
Вероятность заработать «киберболезнь» значительно возрастает, если сидеть близко к экрану, поэтому больший шанс испытать дискомфорт имеют те зрители, которые сидят перед 3D-телевизором, чем те, которые смотрят стереоскопический фильм в кино..
Многие добровольцы, в течение часа смотревшие трехмерное ТВ с расстояния 1,2 метра, жаловались на зрительное утомление и недомогание - симптомы, которые приводят к тошноте. Об этом говорится в исследовании, проведенном Японской радиовещательной корпорации (NHK). Тем не менее, даже находясь в кинотеатре, от 10 до 20% людей во всем мире могут иметь проблемы с восприятием 3D-картинки и не знать об этом, подчеркивает Марк Ламбуидж из Университета технологий Эйндховена.
Так что, если вы решили сходить на каникулах на трехмерное кино и вдруг почувствовали себя плохо - лучше уйти с сеанса. Значит, ваш организм воспринимать без ущерба для себя 3D-технологии в их нынешнем виде не в состоянии.
Также по теме: LG покажет самый большой в мире 3D-телевизор Потребителей не удалось завлечь 3D и Интернетом в телевизорах Первый «безочковый» 3D-телевизор поступает в продажу В Японии выпустят 3D-телевизоры, для которых не нужны очки Представлены первые 3D-телевизоры без стереоочков Sky запустила первый в Европе 3D-канал
| |