|
«Уйти нельзя остаться» - пожалуй, именно это «уравнение» с неизвестной «переменной» в виде запятой, стало чуть ли не главным лейтмотивом политической жизни Петербурга в уходящем году.
Касалось оно, понятное дело, главного политика северной столицы - губернатора Валентины Матвиенко. А ответ к задаче подбирали едва ли не всем миром - от «парнасовских» гаражников, профессиональных оппозиционеров и градозащитников до простых горожан, занесенных снегом на улицах Петербурга и взбудораженных отставкой мэра Москвы.
Слухи об отставке Матвиенко бродили по Петербургу и раньше. И не сказать, что для этого не было оснований. Но в этом году северная столица дошла до «точки кипения». Расшатывать ситуацию в городе начали, как и полагается профессиональные опозиционеры. Инструментарий для этого выбрали давно проверенный и хорошо себя зарекомендовавший - митинги. Платформа для требований уже была готова: «Стратегия 31» - бессрочная серия гражданских акций протеста в защиту свободы собраний и 31 статьи Конституции РФ. В рамках этой акции регулярно с 31 мая 2009 года в Москве на Триумфальной площади проводились митинги 31 числа, если таковое в месяце присутствует.
Петербургские оппозиционеры, в лице «нацболов», «яблочников» и прочих «другороссов», впервые присоединились к своим столичным коллегам 31 января 2010 года. Смольный регулярно отказывался согласовывать митинги у Гостиного двора, возможно, поэтому, кроме заявленных оппозиционерами лозунгов про свободу собраний, появился еще один - про отставку губернатора. Со временем акции оппозиции на Гостинке стали приобретать все больший размах и, соответственно, огласку. Основной накал страстей, как и полагается, пришелся на аномально жаркое лето. 31 июля неизвестный на тот момент никому прапорщик с жемчучным браслетом на руке при разгоне митинга обозвал присутствоваших «хорьками», а одного из оппозиционеров Дмитрия Семенова и вовсе избил. Благодаря «жемчужному прапорщику», как прозвали милиционера, позже опознанного как прапорщик батальона №2 полка ППСМ МОБ ГУВД Вадим Бойко, оппозиционные митинги «Стратегии 31» в Петербурге затмили даже акции в Москве.
В это же время в северной столице нарастал еще один скандал между властями и жителями города. «Несогласными» в нем выступили владельцы гаражей на «Парнасе», которых районная администрация, и по некоторым данным, структуры Олега Дерипаски, решили в одностороннем порядке лишить собственности - гаражей. Как и в случае с оппозиционерами, «разбираться» с гаражниками власти отправили ОМОН. В результате в сентябре на севере города произошли стычки людей с милицией - гаражей их владельцев лишали силой. Гаражники признавались, что отстоять собственность вряд ли удастся, но сдаваться не собирались. А среди их лозунгов появился плакат об отставке губернатора.
В это же время дурная весть для Матвиенко пришла из Москвы - столичного градоначальника-"долгожителя" Лужкова президент Медведев выставил из мэрии с формулировкой «в связи с утратой доверия». Оппозиция и многочисленные недоброжелатели Матвиенко, которых она успела нажить за время своего правления, воспрянули было духом. Но надеждам сбыться не пришлось. Выезжать из Смольного губернатора никто не попросил. А под конец года для оппозиционных петербуржцев пришла хорошая-плохая новость. «Газпром» отказался от идеи строительства «Охта центра» в северной столице. Что автоматически лишило городскую оппозицию едва ли не самого весомого аргумента против Матвиенко.
Но уйти на новогодние каникулы на мажорной ноте у Валентины Ивановны не получилось. У оппозиционеров появилась новая надежда, что карьеру губернатора может «завалить снегом». Если прошлогодние сугробы в Петербурге горожане отчасти простили Смольному, согласившись с аргументом, что такие снегопады случились на Неве впервые за долгое время, а потому городские службы оказались к ним не готовы, то этой зимой такая «отмазка» может и не прокатить. Готовиться к снегопадам сезона 2010/2011 Смольный, по крайней мере на словах и в отчетах, начал, как только сошел прошлогодний снег. Достаточно выглянуть на улицу, чтобы убедиться - подготовиться удалось не очень. Городская администрация уже начала судорожные поиски «крайнего» - именно так наблюдатели прокомментировали кадровые перестановки на районном уровне, случившиеся в конце года. Например, главу Центрального района Петербурга Светлану Штукову Матвиенко отправила работать в Архивный комитет. Заявив при этом, что у нее действительно «есть претензии к целому ряду глав районов, несправляющихся с проблемой уборки снега». Но такое «переведение стрелок» на погоду и более младших по рангу чиновников на этот раз может и не удовлетворить горожан.
Индикатором недовольства петербуржцев политикой губернатора может стать набирающий популярность интернет-проект «Петербург без Матвиенко», где ведется сбор подписей за отставку губернатора северной столицы. Начал работу сайт в апреле 2010 года, и первое время то ли в силу нераскрученности, то ли в силу общей аполитичности горожан, сбор подписей за оставку Матвиенко особого успеха не имел. За первые пару недель удалось собрать не более 300 подписей. Но уже к середине декабря против губернатора высказались почти 7000 петербуржцев. А спустя еще две недели их количество удвоилось (на 28 декабря подписантов было уже более пятнадцати с половиной тысяч). Причем основной претензией, выдвигаемой к главе города, стала как раз «несвоевременная уборка улиц и наледи с крыш в зимний период времени».
В декабре же к армии питерских «протестантов» присоединился еще один - артист Московского Художественного Театра Михаил Трухин. В открытом письме на имя Валентины Матвиенко он напрямую обвинил губернатора Санкт-Петербурга в том, что город не расчищен от снега, и поэтому погибли маленькая девочка на проспекте Большевиков и пожилая женщина - мать Льва Лурье - на Петроградской стороне.
«Правда в том, что питерские дворы и улицы уже вторую зиму напоминают ад. Люди вынуждены ходить не по тротуарам, а по проезжей части, рискуя жизнью», - заявил в обращении Трухин.
Актер подчеркнул, что трагедии удалось бы избежать, если бы Валентина Матвиенко извлекла урок из предыдущей зимы, когда в городе не оказалось в достаточном количестве снегоуборочной техники. В конце обращения он призвал градоначальницу найти в себе силы передать город тому человеку, который «хотя бы будет его убирать».
И если отбить «локальные» атаки у Гостиного двора и на «Парнасе» Матвиенко во всех смыслах удалось, то нарастающего, как снежный ком, недовольства жителей города утонувшими в сугробах улицами и падающими сосульками губернаторская карьера Валентины Матвиенко может и не пережить...
Константин Петров
| |