|
Русская православная церковь отмечает в пятницу Рождество Христово - второй по значимости после Пасхи «великий двунадесятый» (один из двенадцати главных) праздник
Русская православная церковь отмечает в пятницу Рождество Христово - второй по значимости после Пасхи «великий двунадесятый» (один из двенадцати главных) праздник, пишет РИА Новости. В эту ночь патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил праздничное Рождественское богослужение в кафедральном соборном храме Христа Спасителя, где собрались тысячи верующих. Праздничные службы проходят во всех действующих храмах России и во многих русских приходах за рубежом (всего в мире насчитывается свыше 29 тысяч приходов РПЦ). ИСТОРИЯ И СМЫСЛ ПРАЗДНИКА Согласно евангельскому преданию, когда римский император Август, правивший Иудеей, объявил перепись населения и каждый должен был записаться именно там, откуда был родом, - праведный Иосиф отправился с обрученной ему Пресвятой Девой Марией в свой родной город Вифлеем. В гостинице не оказалось свободных мест, поэтому Иосиф и Мария нашли приют в пещере, куда загоняли домашних животных (на древнеславянском - вертеп). В этом вертепе и родился Спаситель. Младенца Богородица положила в ясли. Первыми поклониться воплотившемуся Богу пришли пастухи, которых известил Ангел. Вслед за ними пришли волхвы (восточные мудрецы-язычники), узнавшие о свершившемся чуде по появлению на небе необычной звезды. Эта звезда привела волхвов к месту Рождения Иисуса и потому именуется Вифлеемской. Праздник Рождества, по учению Церкви, символизирует примирение человека с Богом. Рождество предвозвещает искупительный подвиг Христа и обновление человеческой природы, пораженной грехопадением прародителей. ТРАДИЦИИ ПРАЗДНОВАНИЯ РОЖДЕСТВА По уставу Русской православной церкви, празднику предшествует многодневный Рождественский пост, который начинается 28 ноября и длится 40 дней - по 6 января включительно. В Рождественский сочельник, 6 января, многие благочестивые верующие вообще не вкушают пищи, а к 22.00 идут в храм, где служатся повечерие, утреня и Божественная литургия. Лишь при появлении первой звезды - символа звезды Вифлеемской - можно отведать сочиво (постное блюдо, которое чаще всего готовится из пшеницы или риса с медом и фруктами). Отсюда и название этого дня - сочельник. После праздничного ночного богослужения 7 января православные поздравляют друг друга со светлым праздником Рождества Христова и разговляются (прекращают пост). В этот день на Руси традиционно устраивались пышные застолья. Дети ходили по домам с «вертепом» - маленьким ящиком, оклеенным цветной бумагой, в котором с помощью укрепленных на оси кукол разыгрывались сцены на евангельский сюжет о рождении Христа. За это представление, сопровождавшееся пением, дети получали подарки. В некоторых местах, в частности, на Украине, этот обычай сохраняется и по сей день. Дома и церкви на Рождество украшают елями и хвойными ветвями, которые символизируют вечную жизнь, а традиция наряжать рождественскую ель связана с образом райского дерева, изобилующего плодами. Праздничные службы в храмах 7 января продолжаются до позднего вечера. Патриарх Кирилл, по данным его пресс-службы, совершит в 16.00 мск великую вечерню в храме Христа Спасителя, после которой состоится поздравление духовенства. Вслед за Рождеством по церковному календарю наступают святки - время особой духовной радости и продолжения празднования. В эти дни, с 8 по 17 января, отменяются однодневные посты по средам и пятницам. На второй день после Рождества Христова, 8 января, когда Церковь отмечает праздник под названием Собор Пресвятой Богородицы, патриарх Кирилл возглавит в 9.30 мск Божественную литургию в исторически главном храме Руси - Успенском соборе Московского Кремля. РАЗНИЦА В КАЛЕНДАРЯХ Праздник Рождества Христова в ночь на 7 января (по новому стилю) вместе с Русской православной церковью встречают Иерусалимская, Сербская и Грузинская православные церкви, афонские монастыри, католики восточного обряда и некоторые протестанты, придерживающиеся Юлианского календаря. Как сообщил РИА Новости зампредседателя Отдела внешних церковных связей Московского патриархата протоиерей Николай Балашов, по этому древнему календарю живут четыре поместные православные церкви мира. Разница между ним и Григорианским календарем составляет 13 дней. «Новый стиль» введен в Советской России в 1918 году. Все остальные 11 православных церквей уже отпраздновали Рождество, как и большинство католиков и протестантов, в ночь на 25 декабря. Но они пользуются не «католическим» Григорианским календарем, а так называемым Новоюлианским, который пока совпадает с Григорианским. Расхождение между этими календарями в один день накопится к 2800 году. Календарная реформа, заменившая Юлианский стиль на Григорианский, была предпринята в 16 веке при папе Римском Григории XIII, по имени которого и получил свое название новый календарь. Цель реформы состояла в том, чтобы скорректировать нарастающую разницу между астрономическим годом и календарным. В 1923 году по инициативе Константинопольского патриарха состоялось совещание православных церквей, на котором в этих же целях, а отчасти и для того, чтобы сделать шаг навстречу англичанам, в то время оккупировавшим Стамбул, было принято решение исправить Юлианский календарь. Русская православная церковь, которая в это время испытывала гонения под властью большевиков, не смогла участвовать в этом совещании. Узнав о совещании в Константинополе, патриарх Тихон все же издал постановление о переходе на Новоюлианский календарь, но это вызвало протесты в церковном народе. Поэтому постановление было отменено менее чем через месяц. В Греции новый календарь закрепился, хотя и вызвал многочисленные выражения недовольства и даже породил продолжающийся доныне церковный раскол. Кроме того, последовать календарной реформе наотрез отказались афонские монашеские обители и Иерусалимская церковь. Расхождение Юлианского календаря с астрономическим годом в один день накапливается за 128 лет, Григорианского - за 3 тысячи 333 года, а Новоюлианского - за 40 тысяч лет. Священнослужители разных христианских конфессий отмечают, что расхождение в дате празднования Рождества не связано с вероучением, а обусловлено лишь отличиями в календарях, которых традиционно придерживается та или иная Церковь. Кроме того, на определение даты праздника для многих приходов той или иной конфессии и Церкви влияет специфика местности, в которой проживают верующие, и календарные предпочтения большинства местного населения. Так, Польская православная церковь празднует Рождество по Григорианскому календарю, но на востоке, в Белосточине, где живет большинство польских православных, праздник отмечают 7 января. Некоторые приходы РПЦ в дальнем зарубежье, состоящие преимущественно из местных жителей, отмечают Рождество по новому календарю, 25 декабря. Зато многие католики восточного обряда, в частности, Украинская греко-католическая церковь, встречают Рождество по Юлианскому календарю, то есть 7 января по новому стилю. Вместе с православным большинством и католиками восточного обряда 7 января Рождество празднуют и некоторые российские протестанты.
| |