|
О тех, кто не платит ни по праздничному тарифу, ни по какому-либо другому. Из-за таких людей Московская железная дорога каждый день терпит миллионные убытки, но сделать с ними мало что получается. Зайцы.
Их ловят в поездах и на платформах, устанавливая всё более современные турникеты. Но сложно остановить особенно тех, для кого безбилетный проезд - своего рода спортивное состязание.
- У вас со справочкой? Спасибо, убирайте, - говорит кассир на перроне.
Рождественскую неделю контролёры пригородных электричек называют разгрузочной. Пассажиров - в разы меньше. Безбилетников - тоже. Хотя, если в процентном соотношении, то ничего не изменилось.
«Их в каждом составе, в каждом вагоне, наверное, половина», - прикидывает кассир-контролёр Ирина Козак.
Эту половину видно сразу, как только появляется контролёр. Зайцы вскакивают и начинают мигрировать сначала к выходу, потом уже бегом - в соседний вагон. Успеть за тридцать секунд, пока поезд не тронулся. Суровые охранники даже не пытаются догонять: заяц нынче пошёл прыткий и юркий.
Для железнодорожников восточный календарь не показатель: в год зайца зайцам поблажек не будет. Ежедневно на безбилетниках МЖД теряет до 200 тысяч рублей. И это по каждому из направлений. Поэтому в вагонах работает разъездной кассир: если нет билета, его можно купить в пути, правда, уже на 50 рублей дороже. Поэтому на входах и выходах - новые турникеты.
«Технические новинки: устанавливаются различные модернизированные турникеты на остановочных пунктах, все вокзалы оборудованы слайдерными турникетами, которые затрудняют возможность пройти без билета. Таких остановочных пунктов - 80», - поясняет заместитель директора Центральной пригородной пассажирской компании Руслан Лесневский.
Но как бы не старались железнодорожники, на практике ни один капкан на зайцев не работает. «Электричкинг» - новая игра и даже идеология для тех, кто принципиально не платит за проезд.
- Хватаемся за перила и перемахиваем через забор.
На языке электричкеров Лёши и Лёни это «забор-джампинг». А ещё есть «платформ-джампинг», «турникет-лазинг». Не язык, а песня про зайцев.
- Контролер-раннинг. Это перебегание от контролёров на станции, - вводят в суть языка ребята.
Лёша и Лёня знают каждую станцию, на каждом подмосковном направлении. На Ярославском вокзале, например, показывают, как можно пройти через турникеты в переходе, и сразу оказаться на пригородной платформе. А можно просто обойти составы по крайнему пути, а дальше перебежками по шпалам, и по привычке.
«На мелких станциях не бывает ни контроля, ни турникетов, ничего. Подъехала электричка, просто вошёл в неё и всё!» - делятся Лёша и Лёня опытом.
И такими «заячьими тропами» изрезаны все станции. Железнодорожники с этим ничего поделать не могут. Дырки в заборах хоть и заваривают, а они всё появляются и появляются.
«На Курском вокзале есть такая дырка, на Горьковском направлении - очень хорошая», - добавляют они.
Те, кого такие упражнения, тем более зимой на скользком перроне не впечатляют, действуют ещё проще. Покупают так называемый «билет на выход». Без него путь в город через турникеты заказан. А так можно заплатить не за весь маршрут, а только за одну последнюю станцию.
26 рублей вместо, например, 150 - экономия ощутимая. И это главный аргумент тех, кто не платит. За них проезд, впрочем, оплачивают пассажиры сознательные, компенсируя все заячьи издержки. Между тем, этот год в подмосковных электричках начался без традиционного повышения цен на билеты. Пожалуй, впервые.
| |