|
Виктор Ющенко не мог объединить Запад и Восток страны 5 лет - у Януковича на это ушли считанные месяцы. Для этого нужна была самая малость: объявить войну всем, кто не вхож в новый олигархический профсоюз - Партию регионов.
Такого Украина ещё не знала. Казалось, бесконечная битва Запада и Юго-Востока страны продолжится после победы Виктора Януковича с новой силой. «Газофлот», Табачник в роли министра образования, откровенное незнание Азаровым государственного языка - поленья в старый костер идеологического противостояния летели постоянно. Но вдруг оказалось, что привычный украинский раскол - это лишь мишура на фоне общего социального вызова, вставшего перед «западенцами» и «схидняками».
Трудно поверить, но экономический кризис дошел на населения Украины лишь в 2010 году. Фундаментальные толчки, сотрясшие мировую экономику в 2008-м, докатились до него только сейчас. Полтора года предвыборной горячки спасали избирателя от повсеместного дефицита ресурсов. 500 с лишним дней правительство (тогда ещё Тимошенко) и оппозиция (тогда ещё - Партия регионов) дрались за первенство в аттракционе невиданной социальной щедрости. Но избирательный рубикон перейден, Янукович стал президентом, а, значит, пришло время украинцам, наконец, понять - почему этот кризис называют Глобальным и Фундаментальным.
Очень долго единственными отголосками мировых потрясений в стране были внезапно подорожавшие кредиты и обесценившаяся гривна. Традиционные обещания «Всем - Всё» лишь к весне 2010 года уперлись в понимание будничного факта: всех - много, а всего - мало. И первые же шаги новой власти внятно продемонстрировали - кто именно будет расплачиваться за новую финансовую конъюнктуру. Трудовой, Налоговый, Жилищный и Пенсионный кодексы поделят страну на «терпил» и «пацанов». За Куршавель для олигархов будут расплачиваться те, кто там никогда не был. На бронированные лимузины для власти скинутся те, кто ездят в маршрутках. И география проживания тех и других - ни при чём.
Даже дворяне-декабристы не были так далеки от крепостной России, как далеки от своей страны новые украинские чиновные олигархи. Их главное чувство - недоверие. Они не верят этому народу, как бы выбравшему Виктора Ющенко в 2004 году. Они не доверяют этой стране, чуть было не избравшей на главный пост Юлию Тимошенко. Они не уверены в собственной победе на местных выборах. Где-то глубоко внутри они догадываются о собственной нелегитимности - и прикрывают её внешней легальностью. Оттого так ярятся придворные политологи, объясняя низкую явку «доверием к власти».
Но за этими словами - пустота, ведь ни правительственные реформы, ни новые президентские полномочия не санкционированы обществом. А потому в глазах масс концентрация властных ресурсов воспринимается как узурпация, а все околоэкономическая возня - как попытка оплатить долги «элит» за счет всех остальных. Власть не верит народу, и это взаимно.
Единственное, что спасает украинский олигархический режим - так это то, что граждане страны не верят и в самих себя. Народ продолжает пытаться жить по-старому - каждый сам за себя в атомизированном мирке докризисного уклада. Когда дешевыми кредитами платили за политическую инертность, когда финансовыми подачками гасили всполохи социального недовольства. Когда разобщенность политиков оправдывала аналогичную рассеянность масс. Т.н. «элиты» первыми осознали наступивший конец этой эпохи - и они же сделали первые шаги на пути объединения против всей остальной страны. Теперь у олигархов есть свой профсоюз под названием «Партия регионов». А у народа - только обветшалые флаги сбитых политических летчиков вроде Юлии Тимошенко, которая отнюдь не являет собой альтернативу олигархии.
В 2010 году политический Донбасс доказал свою тактическую субъектность: за очень короткое время под его дудку начала плясать вся страна. То, что за этой тактической эффективностью не угадывается никакой стратегической перспективы, ужасает всех, кроме выгодоприобретателей нового режима.
А это именно режим! Пока ещё не очень уверенный, подчас даже рефлексирующий - не от сомнений в собственной правоте, а от неуверенности в собственной силе. Он ещё делает вид, что прислушивается к лавочникам на Майдане, по инерции делает заявления о социальной справедливости, обещает уставшей Стране построить Государство. Но всё это - лишь до тех пор, пока не состоялись очередные (а, быть может, даже и внеочередные) выборы в украинский парламент. После этого народу останется лишь расплачиваться за сохранение олигархами привычного им образа жизни в условиях ограниченности ресурсов.
Но именно в 2010 году превращение Власти в Режим создало предпосылки для ответной реакции - эволюции Населения в Народ. Все предыдущие годы противостояние в стране строилось на одном из высших уровней человеческих запросов - «самоидентификации» (Запад-Восток, евроатлантизм-евразийство). Теперь же экономические реформы «элиты» опустили украинцев на базовые ступени пирамиды потребностей Маслоу - борьбу за выживание и безопасность. Прекрасная возможность для появления новой политической силы, которая сможет сломать привычную традицию украинского выбора из двух зол. Цивилизационное противостояние может уступить лозунгам социальной борьбы, которые затем нужно будет дополнить ярким и жизнеспособным Проектом развития страны. Это лишь вероятность - без каких-либо гарантий на осуществление, но за одну это возможность Украина должна сказать кризису «спасибо».
Главное достоинство 2010 года в том, что он сломал прежнюю парадигму существования. Из замкнутого круга есть лишь перпендикулярный выход - и возможность для этого шага есть. Жить по-новому верхи не хотят, а низы не могут. Старая схема с измененными слагаемыми, но предреволюционного содержания от этого в ней меньше не становится. И кто знает - быть может, где-то в стране из заштатного обывателя мистера Андерсона дозревает новый политический Нео... Вэлкам ту реалити!
Павел Казарин
| |