|
Бразилиа. 11 января. FINMARKET.RU - Министр финансов Бразилии Гвидо Мантега, который осенью прошлого года ввел термин «валютная война», теперь предупреждает: мир стоит на пороге другой войны - торговой. Риторика в отношении опасности манипулирования валютными курсами активизировалась после того, как сразу несколько стран Латинской Америки предприняли меры по ослаблению национальных валют.
Г.Мантега сообщил Financial Times, что Бразилия готовит новые меры, направленные на предотвращение дальнейшего укрепления бразильского реала. Кроме того, сказал он, страна намерена поднять вопрос о манипулировании валютными курсами в рамках Всемирной торговой организации (ВТО) и других глобальных институтов. Наибольшие злоупотребления в этой сфере допускают США и Китай, отметил министр.
«Это валютная война, которая перерастает в торговую войну», - заявил Г.Мантега в своем первом эксклюзивном интервью после вступления в должность нового президента Бразилии Дилмы Руссефф.
Г.Мантега, занимающий свой пост с 2006 года, в сентябре сформулировал термин «валютная война». Тогда же Бразилия предприняла ряд мер, направленных на ограничение притока спекулятивных капиталов в страну, спровоцировавших повышение курса реала в паре с долларом на 39% за последние 2 года.
Министр заявил, что вопрос о валютном манипулировании будет поднят и на саммите G-20 в этом году, кроме того, он намерен предложить ВТО приравнять манипулирование обменными курсами к скрытым экспортным субсидиям. Однако, по словам чиновника, едва ли стоит рассчитывать, что это предложение будет принято легко, поскольку Китай, вероятно, наложит на него вето.
По словам Г.Мантеги, внешнеторговый баланс Бразилии при операциях с США, профицит которого некогда достигал $15 млрд, стал дефицитным с момента, когда американские власти решили поддерживать экономику путем предоставления неограниченной ликвидности. В настоящее время дефицит внешнеторгового баланса Бразилии при операциях с США составляет около $6 млрд.
Заявления главы бразильского минфина последовали за серией вмешательств на валютный рынок со стороны стран Южной Америки.
В частности, центральный банк самой Бразилии объявил, что будет препятствовать открытию коротких позиций в долларах против реала, чтобы обуздать спекулятивные операции, в последние месяцы толкающие вверх стоимость национальной валюты страны. С мая 2010 года реал укрепился к доллару на 13%.
Эксперты отмечают, что примеру Бразилии, по всей вероятности, последуют и другие развивающиеся страны. В последние дни борьбу с ослаблением американского доллара уже активизировали такие государства, как Чили и Перу.
ЦБ Чили, традиционно занимавший позицию невмешательства в курсообразование, объявил, что в этом году потратит до $12 млрд, чтобы пресечь укрепление песо и помочь экспортерам одной из наиболее открытых стран Латинской Америки. Эта сумма эквивалентна 6% ВВП страны. Подобное вмешательство в валютный рынок станет крупнейшим в истории Чили и лишь четвертым с 1999 года.
«Если очень консервативный чилийской центральный банк не смог остаться в стороне, чего ожидать от бразильского ЦБ?» - задается вопросом экономист 4Cast Inc. Педро Tуеста.
Центральный банк Перу в январе неожиданно повысил процентные ставки и объявил об увеличении резервных требований для банков, имеющих зарубежные подразделения. Таким образом, отмечает FT, Мексика в настоящее время остается единственной крупной латиноамериканской экономикой, не стремящейся ослабить свою валюту за счет интервенций или путем создания контроля за притоком капитала.
| |