|
Музыкальный руководитель Большого театра Василий Синайский сдержал свое «инаугурационное» обещание и к середине сезона лично взялся за тяжкий труд по реанимации некоторых репертуарных спектаклей. Первыми в списке маэстро оказались «Иоланта» Чайковского и «Царская невеста» Римского-Корсакова
В России принято гордиться тем, что наш театр - преимущественно репертуарный. Однако спектакли, живущие несколько десятилетий, как правило, находятся в плачевном состоянии. Рядовая публика вынуждена потреблять постановки в кондициях, далеких от премьерного замысла. Со сменой среднего менеджерского звена в оперной труппе Большого театра периодически предпринимаются попытки пригласить заезжих исполнителей - блеснуть то в «Волшебной флейте», то в «Богеме», то в «Кармен». И тем самым взбодрить заскучавших старожилов афиши.
Взявшись за «Иоланту» и «Царскую невесту», Василий Синайский отважно решился работать только с теми солистами, кто, как говорится, сидит в театре на зарплате. Еще до вступления в должность главного дирижера Большого маэстро провел удачные концертные исполнения «Иоланты» на гастролях в Дрездене и Варшаве. Но в Москве 194-й по счету спектакль (год выпуска - 1997-й), да еще утренний, никак не напоминал успешный восточноевропейский блиц.
Хотя, казалось бы, пели лучшие из лучших. Ставшая знаменитой после победы в 2009 году на конкурсе в Кардиффе Singer of the World Екатерина Щербаченко (Иоланта) будто бы не успела проснуться, и ее серебристое сопрано звучало вяло. Владимир Маторин (король Рене) доказал, что русский бас бывает явлением национально-культурным, но мало совпадающим с оперной партитурой. Эльчин Азизов (мавританский врач Эбн-Хакиа), обладая красивым бархатистым баритоном, страдал отсутствием верхних нот. Андрей Григорьев (Роберт) спел свою партию ровно, но без эмоций. Роман Муравицкий (Водемон) был очень музыкален и лиричен, но его тенор доносился устало и тускло.
Точно такая же картина повторилась и на 551-й «Царской невесте» (1966 года рождения). Особенно тяжело очередной «утренник» дался примадоннам театра Анне Аглатовой (Марфа) и Елене Манистиной (Любаша). Мужчины - Эльчин Азизов (Грязной), Александр Науменко (Собакин) и особенно бас Дмитрий Белосельский (Малюта) - пели более выигрышно. Но, похоже, ни умно и сбалансированно звучащий оркестр, ни вновь пошитые костюмы не могут победить вампучную режиссуру полувековой давности.
Тем не менее в марте Василий Синайский планирует еще раз вернуться к «Царской невесте», продемонстрировав пару любопытных вводов: Динара Алиева споет Марфу, а Оксана Волкова - Любашу. Кроме того, из грядущих новостей в старых спектаклях: первое сопрано Большого театра Елена Зеленская выйдет в «Леди Макбет Мценского уезда» Шостаковича. Благородные, но, похоже, сизифовы попытки вдохнуть в будничную жизнь театра нечто свежее. Все-таки коллектив, считающий себя первым в России, должен не ограничивать свой творческий потенциал такими понятиями, как «штатный солист» или «репертуарный театр», а стараться привлекать на свою сцену все лучшее и самое интересное в планетарном масштабе.
| |