|
В Приморье началась утилизация атомной подлодки К-431, на которой четверть века назад произошла авария. Все это время субмарина простояла в одной из бухт Уссурийского залива. И вот теперь опасный металлолом будет полностью ликвидирован.
Подводная лодка четверть века не выходила в море. После аварии ее отвели в относительно безопасное место в одну из бухт Уссурийского залива. Там К-431 ржавела до наших дней. О масштабах той давней катастрофы много лет ничего не было известно.
Трагедия на номерном судоремонтном заводе в бухте Чажма произошла в 1985 году, за год до Чернобыльской аварии. Из-за нарушений, допущенных при перезарядке носового ядерного реактора, возникла несанкционированная цепная реакция. За ней последовали два взрыва. 10 человек погибли, 300 пострадали.
По счастливой случайности из-за благоприятных погодных условий в зону радиоактивного загрязнения не попали Владивосток и другие населенные пункты на побережье Уссурийского залива.
После того как Приморью выпал шанс стать площадкой для проведения форума АТЭС-2012, территорию решили очистить от радиоактивного металлолома и в первую очередь обезопасить К-431.
«Сколько она могла быть на воде, сложно судить. Цистерны главного балласта проржавели. После взрыва была трещина в корпусе. Лодка держалась на понтонах», - рассказывает Андрей Россомахин, генеральный директор ''ДВЗ ''Звезда''.
На заводе в поселке Дунай, где произошел взрыв, лодку разделывать отказались. Ее было решено отбуксировать в Большой Камень. Перед началом операции были проведены беспрецедентные подготовительные работы.
«Демонтировали часть легкого корпуса, чтобы установить буксирные устройства. Была проведена дезактивация легкого и прочного корпуса, что позволило значительно улучшить радиационную обстановку», - говорит Александр Киселев , начальник управления утилизации ''ДВЗ ''Звезда''.
С величайшей осторожностью лодку привели в заводскую акваторию. Здесь, у пирса, аварийный реактор и соседние отсеки вырежут, загерметизируют и отправят в специальный саркофаг. Эти работы обещают завершить к нынешней осени. Тогда в Приморье останется всего одна проблемная субмарина, которая потерпела аварию в 1985 году, но с меньшими последствиями. Ее утилизируют по той же схеме в следующем году.
| |