|
Правительство РФ во вторник внесло в Госдуму проект закона «О внесении изменений в статью 342 части второй Налогового кодекса РФ».
Законопроект направлен на стимулирование разработки малых месторождений с извлекаемыми запасами нефти до 5 млн тонн. Порядок исчисления налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) при добыче нефти сейчас не предусматривает дифференциации налогообложения в зависимости от величины начальных извлекаемых запасов нефти на участке недр. При этом на государственный баланс запасов полезных ископаемых поставлены около 1000 месторождений с извлекаемыми запасами до 5 млн тонн нефти, выработанностью менее 5% и суммарными запасами 1 млрд тонн нефти. Разработка малых месторождений с извлекаемыми запасами до 5 млн тонн, как правило, экономически нецелесообразна из-за высоких удельных капитальных и эксплуатационных расходов. В целях стимулирования предлагается установление к ставке НДПИ понижающего коэффициента. Для определения минимального необходимого размера понижающего коэффициента к ставке НДПИ были проанализированы технико-экономические характеристики 134 нефтяных месторождений с извлекаемыми запасами до 5 млн тонн, предоставленные нефтяными компаниями. Расчеты проводились как в постоянных ценах 2010 г., так и по прогнозам Минэкономразвития РФ, с учетом изменений цены нефти на внешнем рынке, курса рубля к доллару США и инфляции. Расчеты показали, что для рентабельности разработки малых месторождений необходимо введение понижающих коэффициентов 0,5 к базовой ставке НДПИ для месторождений с извлекаемыми запасами нефти до 1 млн тонн, а для месторождений с извлекаемыми запасами нефти от 1 до 3 млн тонн - 0,75. Разработка месторождений с извлекаемыми запасами 5 млн тонн и выше эффективна в регионах с развитой инфраструктурой при действующей ставке НДПИ. Дополнительные поступления НДПИ в результате дополнительной добычи за 10 лет оцениваются правительством в сумме 1043,7 млрд руб, которые полностью перекрывают выпадающие доходы в сумме 161,8 млрд руб по тем участкам недр распределенного фонда и новым открытиям месторождений, разработка которых была бы рентабельна в рамках действующей налоговой системы.
| |