|
МОСКВА, 14 января. Планируемый газопровод Nabucco из конкурирующего проекта может превратиться в «союзника» российско-итальянского «Южного потока». Такое мнение высказал старший аналитик ИК «Церих Кэпитал Менеджмент» Виктор Марков.
По его словам, «сегодня перспективы Nabucco туманны, поскольку для проекта отсутствует газ, тем не менее, организаторы Nabucco предлагают новые варианты реализации проекта». «Американский посол в Италии Дэвид Торн в интервью итальянской газете La Stampa предложил объединить российский и европейский трубопроводы. Данная идея не нова, так как ранее предлагалась менеджментом (итальянской) ENI», - говорится в комментарии Маркова.
Напомним, что проект «Южный поток» реализуется в целях диверсификации маршрутов поставок российского газа европейским потребителям и предполагает строительство газопровода через акваторию Черного моря в страны Южной и Центральной Европы.
Проект Nabucco призван снизить зависимость Европы от российского газа. Поставки сырья предполагается осуществлять из стран Каспия и Ближнего Востока.
Как отмечает Марков, «Газпром» отвергает «варианты объединения с конкурентом, однако не надо забывать, что не бывает дыма без огня». «Сегодня "Южный поток" находится на стадии разработки, а начало строительства произойдет в отдаленной перспективе - в 2015 году. Сейчас "Газпром" занимается строительство другого мегапроекта - "Северного потока", поэтому торопиться с началом нового дорогостоящего проекта российская компания не будет. Спешить с "Южным потоком" "Газпрому" есть смысл только в случае реальной угрозы со стороны Nabucco, которой пока нет. Поэтому у "Газпрома" достаточно времени для принятия решений», - полагает аналитик.
Вместе с тем, не исключает он, «если Туркмения согласится на поставку газа для Nabucco, а также учитывая инициативы Евросоюза по энергобезопасности и высокую стоимость "Южного потока", то "Газпром" может пойти на объединение транспортных потоков».
«Сегодня ситуация с газом в ЕС меняется, увеличивается доля СПГ (сжиженного природного газа - ред.), поэтому для укрепления своих позиций на европейском рынке экспортеру необходимо проявлять больше гибкости. Сегодня "Газпрому" выгодней расширить ГТС Украины, нежели тянуть дорогостоящий трубопровод, при неопределенных перспективах спроса на газ в ЕС», - считает Марков.
Кроме того, напоминает он, «строительство трубопроводов является не только экономической, но и политической задачей, поскольку построенные трубопроводы на десятилетия вперед определяют геополитическую ситуацию в странах-транзитерах углеводородов». «Поэтому прокладка трубопроводов является элементом большой политики, а решения о строительстве трубопроводов принимаются на самом высоком политическом уровне», - подчеркивает аналитик.
Отметим также, что накануне президент Азербайджана Ильхам Алиев и глава Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу договорились о том, что Азербайджан обеспечит Евросоюзу крупные объемы газа, которые пойдут в обход России.
По какому именно трубопроводу Азербайджан будет поставлять газ в Европу, в подписанной сторонами декларации не говорится. Одним из компонентов южного коридора как раз и должен стать Nabucco, в сооружении которого намерен участвовать и немецкий концерн RWE. Успешной реализации этого проекта до сих пор мешало отсутствие партнера, способного обеспечить прокачку необходимых объемов газа в Европу. Сколько именно газа Азербайджан будет готов поставлять в ЕС по южному коридору, также не сообщается.
| |