|
Черную комедию в духе Квентина Тарантино поставил болгарский режиссер Явор Гырдев в Театре Наций. Автор пьесы - лауреат Пулитцеровской премии, американский драматург Трейси Леттс. Драматургия сталкивает зрителя с нелицеприятной реальностью.
- А я слышала о чем вы тут говорили. Хотите убить маму. Хорошая идея.
Герои спектакля «Киллер Джо» далеки от раскольниковских терзаний. Американская трагедия с легкой руки драматурга Трейси Леттса и режиссера Явора Гырдева превращается в комедию. Черную комедию в духе Квентина Тарантино.
Эту историю болгарин Гырдев, известный своей шоковой постановкой «Метод Гренхольма», правда, мог перенести на экран - с таким-то опытом: в 2008-м его дебютный фильм «Дзифт» покорил жюри Московского кинофестиваля. Но зачем снимать новое «Криминальное чтиво», когда абсурдный трагифарс можно воплотить на сцене.
«Это, конечно, жесткий тип театра. Он допускает игру с контрастными моральными проблемами, - говорит Гырдев. - Трагедии принадлежит страх и сострадание - это еще от Аристотеля. А здесь есть радикальная нелепость обстоятельств и радикальная нелепость характеров, которые встречаются с этим страхом и состраданием, и выходит такой особый жанр».
Явор Гырдев и Театр Наций знакомят публику с тем, что в Америке называют in-yer-face - «тебе в лицо» - театральным движением, самым ярким представителем которого и является Трейси Леттс - лауреат Пулитцеровской премии, драматург, страшно модный в Америке, а в России пока малоизвестный. Пьесы Леттса с их намеренно грубым изображением жизни, маленькими и совсем негероическими героями заставляют зрителя размышлять, содрогаться от ужаса и хохотать.
«Там все грехи мира собраны в одно. В этом и сложность пьесы, что мы пока еще не понимаем всех слоев, которые в ней заложены. На поверхности лежит много простых и известных вещей - алчность, любовь, желание власти, прелюбодеяние. Все что угодно», - говорит актер Виталий Хаев.
Мать застраховывает жизнь на 50 тысяч долларов. Сын ради этих денег нанимает сурового киллера Джо. Но в киллера влюбляется дочь.
Юлия Пересильд, которую недавно наградили премией «Белый слон» за роль в выдвинутом на «Оскар» фильме «Край», в спектакле Гырдева - главная героиня. Чтобы сыграть необремененную интеллектом, непосредственную Дотти, призналась Юлия, пришлось «отключить мозг». «Это было самое сложное - как-то стереть опыт, штампы восприятия. Нужно реагировать с чистого листа, как реагируют дети», - поясняет Юлия Пересильд.
Впрочем, так ли невинна глупость? И могут ли раскаяться те, кто не осознает свою вину? Эти вопросы Явор Гырдев, философ по образованию, задает себе и зрителями.
| |