|
Калийная монополия на пути к рождению. Сулейман Керимов намерен присоединить к недавно купленному Уралкалию другие отраслевые активы на территории СНГ - российский «Сильвинит» и белорусский Беларуськалий.
Препятствием для сделок может оказаться цена, которую запросит Минск за своего ведущего экспортера, и оценка возможной монополии со стороны ФАС. Подробнее - экономический обозреватель радио «Вести ФМ» Сергей Артемов.
Артемов: Полтора месяца назад Сулейман Керимов и группа товарищей купили контрольный пакет Уралкалия у его прежнего владельца Дмитрия Рыболовлева. Первые оценки события тогда разнились. Напомним мнение аналитика компании «Юникредит Секьюритиз» Марата Габитова.
Габитов: Маловероятно, что Керимов будет создавать горно-добывающую империю, скорее, перепродаст РУСАЛу.
Артемов: Но еще 15 июня главный аналитик ИГ «Универ» Дмитрий Александров предсказал дальнейшие покупки Керимова в отрасли минеральных удобрений - или стремление к таким покупкам.
Александров: Уралкалий вместе с БКК эффективно занимается маркетингом по всему миру, присоединение «Сильвинита» было бы сильным решением, сделав БКК главным калийным трейдером в мире.
Артемов: В итоге, рентабельность бизнеса - выше 25% - оказалась привлекательной для Сулеймана Керимова. Интересно, что в тот же момент, когда оформлялась сделка по Уралкалию, белорусский парламент специальным решением вывел компанию Беларуськалий из списка стратегических активов государства и разрешил ее частичную приватизацию. Причем возможная доля продажи не оговаривалась. Впрочем, и представители официального Минска, и эксперты по экономике соседнего государства отмечали, что этот закон проведен в интересах китайских инвесторов. Так или иначе, первым тему Беларуськалия на недавней встрече с Александром Лукашенко поднял именно Сулейман Керимов. Говорит аналитик независимого агентства «Инвесткафе» Анастасия Соснова.
Соснова: Правительство Белоруссии собиралось только миноритарный пакет приватизировать за 6 млрд. Керимов хотел получить контрольный пакет за 7,5 млрд, а это мало для контрольного пакета.
Артемов: Между тем, Уралкалий не первый год работает по единой сбытовой схеме с белорусской компанией. Так что налаживать связи в случае организации единого холдинга долго не придется. Вероятно, этот аргумент был главным, который господин Керимов выдвигал при общении в Минске. Однако у Белоруссии сейчас другие приоритеты, полагает Анастасия Соснова.
Соснова: Я не думаю, что это может помочь Керимову в приобретении контрольного пакета. Речь может идти о мелком пакете, но о контрольном - вряд ли.
Артемов: Уралкалий, Беларуськалий и «Сильвинит» - суммарное производство удобрений этими компаниями - 20 млн. тонн - абсолютное мировое лидерство, или 40% рынка планеты. Но для начала предстоит присоединить «Сильвинит», который также находится в Пермском крае, поблизости от Уралкалия. Его продукция - не только удобрения, но и технические соли и сырье для авиационной и автомобильной металлургии. Столь лакомый актив давно привлекает, как принято говорить, стратегических инвесторов. Однако прежний собственник Уралкалия Дмитрий Рыболовлев так ничего не добился в попытках слияния, напоминает Анастасия Соснова.
Соснова: Напомню, что бывший владелец Уралкалия пытался получить контрольный пакет Сильвинита. Эта компания остается в руках своего менеджмента. Предположительно, контроль над «Сильвинитом» держит гендиректор Петр Кондрашов, пакеты, конечно, заофшорены, но именно Кондрашов все контролирует.
Артемов: У Керимова стартовые позиции чуть выгоднее - 25% капитала «Сильвинита» у него есть. Но к интересам сторон, если речь пойдет о сделке, в свою очередь может проявить интерес ФАС: Уралкалий и «Сильвинит» - 100% отраслевого рынка в стране. Так что история только разворачивается, и завершится она может так, как оценил Марат Габитов в начале нашего сюжета - Сулейман Керимов все же продаст Уралкалий, ведь всем инвесторам стала очевидна калийная империя, которая может возникнуть на его базе. И потому цена будет выше, включая в себе эти факторы.
| |