|
Польские власти в ближайшее время официально предложат России подготовить новый совместный доклад по авиакатастрофе под Смоленском, несмотря на заявления чиновников в Москве, утверждающих, что Межгосударственный авиационный комитет (МАК) подвел окончательные итоги «технического» расследования. Ну а польские избиратели от постоянного отношения к России устали и рейтинги основных партий падают.
Как сообщило в пятницу Польское радио со ссылкой на свои источники в госструктурах, официальная Варшава уже в ближайшее время направит российскому руководству официальное письмо с предложением подготовить новый совместный доклад по расследованию причин авиакатастрофы, в которой погиб польский президент Лех Качиньский.
И это очень похоже на правду, учитывая, что польский генпрокурор Павел Шеремет в пятницу на пресс-конференции заявил, что его ведомство направит в Москву запрос об участии польских экспертов в совместной работе с российскими коллегами и предложит России предоставить Варшаве обломки самолета и «черные ящики» для самостоятельного изучения. Вопреки тому, что говорили польские официальные лица еще недавно, генпрокурор также сетовал на то, что работа с российскими коллегами в ходе следствия была трудной, полякам вовремя не передавали документы, а теперь и вовсе непонятно, как будет выполнено желание польской стороны перевезти к себе для изучения все остатки разбившегося самолета «до последнего винтика».
О намерении сделать именно «совместный отчет» ранее на пресс-конференции заявлял премьер-министр Польши Дональд Туск, который вынужден был вернуться из отпуска после оглашения МАК результатов расследования. В этом документе, по словам Туска, должна быть учтена польская позиция, которую якобы не учли российские и международные эксперты.
Между тем в Москве заявляют, что смысл польских претензий им вообще не очень понятен. Как сообщил журналистам, подводя итоги 2010 года, министр иностранных дел Сергей Лавров, расследование авиакатастрофы проведено по поручению правительств РФ и Польши Межгосударственным авиационным комитетом. «Это - независимая международная организация. Когда наши коллеги в Польше пишут, что это российское расследование, это не так. Межгосударственный авиационный комитет признан в качестве независимого механизма ИКАО. Техническая комиссия опиралась на поддержку ведущих экспертов из нашей страны, из Польши, США, из ряда европейских стран и стран Содружества независимых государств. Ряд международных организаций также в этом участвовал», - пояснил причину недоумения российской стороны Лавров.
Однако польские власти явно мало волнует, какие договоренности были ранее. Им просто хочется разделить вину с россиянами. Как иначе расценить, например, заявление министра обороны Польши Богдана Клиха, который назвал заявление МАК о том, что у погибшего в катастрофе главнокомандующего польских ВВС генерала Бласика было обнаружено в крови 0,6 промилле алкоголя, попыткой представить поляков «теми, кто доводит до таких катастроф, потому что ими управляют пьяные». При этом сам факт обнаружения алкоголя в крови генерала не опровергался.
О том же желании разделить ответственность с Россией свидетельствует и критика как со стороны Клиха, так и со стороны других польских чиновников в адрес российских сотрудников аэропорта «Северный», которые не запретили посадку самолету Леха Качиньского.
Но ведь они и не могли этого сделать, считает немецкий политолог Александр Рар. Он полагает, что российские диспетчеры действовали по закону, они предупреждали польский экипаж, что сажать самолет рискованно, но над ситуацией довлела уже политика: отказ принять самолет мог бы стать причиной новых разногласий между Россией и Польшей. «Представьте, если бы самолету не разрешили приземлиться, что бы говорил после этого Качиньский?», - поясняет Рар.
По его словам, даже если расследование продолжится в новом международном формате, ничего не изменится: «для иностранных наблюдателей понятно, что произошло, и никто винить Россию и российских диспетчеров не будет». Однако «брат Качиньского жив, и он, конечно, будет и дальше пытаться делать святого из погибшего президента», чьей личной вины в гибели, конечно, нет. Польская сторона забывает, что «самолет сажали его люди», которые «в принципе, убили своего собственного президента», считает Рар, указывая, что «Польша не может приписывать российской стороне вину в этой катастрофе».
Такое поведение польских политиков, которые то мирятся с Россией, то с ней ссорятся, а любые дела с Москвой превращают в трагическую клоунаду, судя по всему, надоело избирателям. Надо напомнить, что в этом году Польше предстоят парламентские выборы и во многом скандалы вокруг расследования гибели Леха Качиньского в Смоленске - это часть внутриполитической предвыборной кампании, которая уже началась. Туск и Ярослав Качиньский явно считают, что полякам интересно, кто же виноват в гибели президента. Один пытается винить правящую партию, а другой - перекладывать вину на плечи России.
Вот только избирателям этот «пиар на крови» уже явно опротивел. Активное меньшинство начинает убегать из партии «Право и Справедливость» (ПиС) от оставшегося брата - Ярослава Качиньского к откровенно антироссийским праворадикалам из партии «Польша важнее всего» (Polska Jest Najważniejsza). Туда в 2010 году ушла небольшая часть бывших «писовцев», включая и бывшего главного пиарщика Качиньских Михала Каминьского. Эта политическая сила не поддерживала политических заигрываний с Россией, так что теперь может смело говорить о том, что придерживается твердого и неизменного курса, в отличие от «ПиС». В итоге ее рейтинг, ранее практически нулевой, достиг 3%.
Остальные политические партии, по данным социологов из компании CBOS, не преуспевают в попытках понравиться избирателям. Если бы выборы состоялись в ближайшее воскресение, то за правящую «Гражданскую платформу» проголосовало бы на 2% меньше (39%), за «Право и Справедливость» на 1% меньше (20%), а за «Союз левых демократов» также на 2% меньше (9%). Такова оценка со стороны избирателей активности польских политиков по расследованию авиакатастрофы под Смоленском. Хочется надеяться, что польские политики это скоро поймут.
Дмитрий Пановкин, Иван Преображенский
| |