|
Британский эксперт Марк Хьюз, редактор отдела Гран При еженедельника Autosport, рассуждает о кадровых перестановках в Ferrari и о факторах, влияющих на принятие тактических решений...
Марк Хьюз: «Недавние кадровые перестановки в инженерном составе Ferrari заставили вспомнить о тактическом просчете, допущенном командой в Абу-Даби и стоившем ей титула.
Бывший главный стратег Red Bull Racing Нил Мартин, чье назначение, пожалуй, можно считать наиболее интригующим, задумал перебираться в Маранелло уже много месяцев назад, задолго до ближневосточного провала Ferrari. Хотя о переходе было объявлено лишь недавно, команда Red Bull ещё в мае отправила Мартина в "академический отпуск".
По университетскому диплому Мартин – математик и специалист по компьютерам, затем он получил ученую степень в области оперативного анализа. Готовясь к этому, он создал программу, предназначенную для оценки рисков, изначально намереваясь работать в биржевой сфере. Но когда он показал её в McLaren, ему тут же предложили контракт. Там он проработал десять лет, в итоге заняв пост главы отдела оперативного анализа. Эта дисциплина, связанная с использованием технологий и математических процессов для принятия решений с учетом интерфейса "человек-машина" и впервые созданная британскими военными еще до Второй мировой войны, в итоге стала основой для принятия решений в коммерческом мире.
В середине 90-х она стала играть в Формуле 1 всё более заметную роль, поскольку команды быстро росли и развивались, а с введением обязательных дозаправок появилась необходимость в эффективных технологиях поиска оптимальных тактических решений.
С тех пор команды пытаются найти правильное соотношение между опорой на сухие выводы, полученные с помощью теории вероятности и теории игр, и использованием гоночной интуиции, основанной на многолетнем опыте. Программное обеспечение, разработанное такими специалистами, как Нил Мартин, безусловно, помогает формировать основы стратегии, но когда у вас есть лишь доли секунды, чтобы принять решение, реагируя на внезапную смену обстоятельств, то в этой ситуации вам частенько бывает некогда смотреть, что там подсказывает программа, которая, возможно, еще не успела обработать новые вводные.
В подобные моменты приходится говорить о влиянии эмоций, вызванных неизбежным аномальным напряжением: именно этот фактор сыграл свою роль в Абу-Даби, где от мгновенно принятого решения зависела судьба титула. При последующем анализе гонки сразу стало ясно, что реагировать на Марка Уэббера было вовсе необязательно, и гораздо важнее было заняться Себастьяном Феттелем. Но в той напряженной ситуации Ferrari, готовясь к уик-энду, считала Уэббера наиболее опасным соперником, и на этом базировались все тактические построения: ожидалось, что резина будет быстро изнашиваться, что как будто бы подтверждалось и пит-стопом Уэббера, и внезапным падением темпа Феттеля. Кроме того, когда австралиец выехал из боксов, его сдерживал Хайме Альгерсуари, что стало дополнительным соблазном, – так что ошибиться было немудрено.
В других командах смеялись в голос, когда увидели, что Алонсо, реагируя на пит-стоп Уэббера, тоже свернул на пит-лейн: но эти команды не участвовали в споре за титул. Для них это была обычная гонка, поэтому они анализировали происходящее без особых эмоций.
В оперативный анализ входит и обнаружение неких решений, которые могут долго оставаться ненайденными, внезапно проявляясь только в критический момент. Безусловно, Нилу Мартину вместе с новым главным гоночным инженером Ferrari Пэтом Фраем придется заняться и проблемой исключения влияния эмоционального фактора на принимаемые решения.
Однако обоим специалистам отлично известно, что на любое решение может повлиять фактор случайности, и последствия этого могут тоже быть любыми – от триумфа до поражения. Вспомним, перед какой дилеммой они оказались в Монако в 2005-м году, когда Фрай руководил гонкой Кими Райкконена, лидировавшего в Гран При, а Мартин анализировал поступавшую информацию на базе McLaren в Уокинге.
Автомобиль безопасности появился на трассе крайне не вовремя: надо было срочно принимать решение, ехать в боксы или нет? Вопрос стоял именно так, и Кими несколько раз его задал, но ответа не последовало.
"Оставайся на трассе!" – передал Мартин, однако его e-mail команда получила уже после того, как всё же приняла решение провести пит-стоп. "Слишком поздно, парни! – сказал Кими. – Я уже проехал въезд на пит-лейн". Совершенно случайно оказалось, что McLaren удалось избежать ошибки именно благодаря этому. В тот день команда отпраздновала победу, хотя её запросто могла постичь та же судьба, что постигла Ferrari в Абу-Даби».
| |