|
В открытом прошлым летом Каминном зале театра «Колесо» сыграли комедию «Примадонны» по пьесе популярного американского драматурга Кена Людвига. Спектакль Игоря Славинского стал не только вторым обязательным колесом в репертуарном велосипеде театра, но и удачно обыграл возможности специфического пространства, в котором режиссер усмотрел цирковую арену. Рассказывает ЮЛИЯ БЕНТЯ.
Когда несколько лет назад за пьесу «Примадонны» преуспевающего на драматургическом и режиссерском поприще американца Кена Людвига взялся московский МХТ им. Чехова, подавляющее большинство критиков расценило этот факт как крамолу - поругание высоких идеалов и традиций прославленной сцены. Точно так же у нас реагируют на появление подобных комедий положений в репертуаре главных киевских театров - например, «Слишком счастливого отца» Рэя Куни в Национальном театре русской драмы или «Возвращения блудного отца» в Театре драмы и комедии на левом берегу Днепра. Типичный коммерческий продукт (совсем не обязательно некачественный) гарантированно находит своего зрителя и пополняет театральную кассу, но в то же время перекрывает дорогу сценическому эксперименту - зачем искать, если есть беспроигрышные рецепты успеха?
Но театр «Колесо» априори не МХТ. Обе его небольшие сцены, основная и Каминный зал, а также устоявшаяся труппа со своими кадровыми проблемами требуют индивидуального подхода. Серьезную модернистскую драму «Игра в любовь» Артура Шницлера, превратившуюся в спектакль «Роковой флирт» (см. Ъ от 8 июня 2010 года), здесь не смогли довести до нужной художественной кондиции. Совсем другая история - с несерьезными «Примадоннами», для работы над которыми театр пригласил режиссера Театра на Подоле Игоря Славинского, заведующую музыкальной частью Молодого театра Екатерину Тыжнову, балетмейстера Театра на Подоле Анжелику Борисову, а также актера на главную женско-мужскую роль Анатолия Суханова (Лео/Максин). Нельзя сказать, что работа с легионерами подействовала на труппу «Колеса», как инъекция адреналина (чтобы ее расшевелить, понадобится, наверное, несколько «курсов уколов»), но спектакль смотрится легко и весело, чего для комедии вполне достаточно.
В «Примадоннах» двое хороших актеров из бродячей труппы, специализирующейся на шекспировских постановках, осознают всю жалкость своего существования - хлипкие сцены провинциальных театров, недалекая публика и безденежье. В этот безрадостный момент они случайно натыкаются на объявление: старушка с наследством в $30 млн разыскивает двоих пропавших племянниц. Лицедеи решаются на рискованную аферу с переодеваниями и включаются в борьбу за чужие деньги, в которой участвует целый взвод других, не менее алчных действительных и потенциальных родственников старушенции.
Конечно, в стремительном раскручивании сюжетного клубка - одна из главных прелестей комедии положений. Но поверх них срабатывают и другие - прямые аллюзии на «Двенадцатую ночь» и «Гамлета», а также на фильм «В джазе только девушки» (хороший классический джаз здесь звучит не только из репродукторов, но и исполняется актерами вживую). За вычетом психологически гибкого Анатолия Суханова все исполнители, задействованные в спектакле, мертвой хваткой держатся за свои куцые амплуа, отрабатывая актерский минимум и боясь сделать шаг в сторону.
Кажется, режиссеру не оставалось ничего другого, как превратить все действо в цирк. Тем более что архитектура Каминного зала этому способствует: зрители здесь сидят в один ряд вдоль трех стен, а по краям четвертой - два входа-выхода. Есть и буквально цирковой номер - выезд официантки Одри на роликах. К тому же зрителям поручают подержать растяжку с приветственными словами и раздают рекламные листовки, а к некоторым на колени периодически присаживается кто-то из актеров - в общем, соскучиться не дают.
Мораль двухактной басни довольно предсказуема - она в том, что искусство побеждает и закон, и справедливость. Есть в ней и прозрачный намек на нашу театральную (и не только) действительность: можно сколько угодно писать и говорить о том, как правильно, и все без толку. Поэтому, возможно, следует просто опустить планку личных запросов к искусству и жизни и наслаждаться пейзажем, который за ней скрывался.
| |