|
Президент Беларуси подписал закон «О внесении дополнений и изменений в некоторые кодексы Республики Беларусь по вопросам совершенствования хозяйственного судопроизводства».
Совершенствование судопроизводства заключается в упрощении, существенном увеличении госпошлины и нацеливании сторон на примирение.
Впрочем, если говорить честно, указанные изменения нацелены не столько на совершенствование хозяйственного правосудия, сколько на разгрузку судей хозяйственных судов Республики Беларусь, которые в последнее время постоянно жаловались на существенное увеличение количества работы. Разгружать судей будут сразу несколькими способами.
Прежде всего, судьям хозяйственных судов увеличили в два раза срок, в течение которого нужно рассмотреть исковое заявление. Если ранее спор должен был быть рассмотрен в течение одного месяца со дня назначения дела к судебному разбирательству, то сейчас за некоторым исключением - в течение двух месяцев.
Сначала разговоры, а потом суд Внесенными изменениями предусматривается также обязательная внесудебная процедура разрешения спора между хозяйствующими субъектами по всем без исключения правоотношениям. Ранее такая обязательная досудебная процедура предусматривалась лишь по некоторым видам договоров. В соответствии с этим отныне хозяйственный суд просто не примет к рассмотрению исковое заявление, если истец не приложит доказательства досудебного разбирательства с ответчиком. При этом законом предусматриваются специальные требования к претензии, направляемой в порядке досудебного разрешения спора, способ передачи такой претензии (заказным письмом с уведомлением или нарочным под роспись), а также сроки для ответа на претензию (месяц). Законодатель, правда, оставил субъектам хозяйствования маленькую лазейку: стороны в договоре между собой могут предусмотреть иной срок для рассмотрения претензии либо вообще указать, что досудебный порядок разрешения споров не применяется.
Не мелочись, а то заплатишь Следующим способом разгрузки судей является существенное увеличение государственной пошлины при подаче исковых заявлений в суд. Правда, такое увеличение коснется только исковых заявлений с сумой иска до 10 500 000 рублей. Так, если ранее минимальный размер госпошлины за подачу искового заявления составлял 1 базовую величину (35 000 рублей), то сейчас ее минимальный размер увеличен в 15 (!) раз (525 000 рублей). Например, ранее при подаче искового заявления на сумму 5 000 000 рублей госпошлина составляла 250 000 рублей (5% от суммы иска), то сейчас - 525 000 рублей. Если же вы пытаетесь истребовать через хозяйственный суд всего 100 000 рублей, вы также обязаны сначала заплатить те же минимальные 525 000 рублей. По более крупным искам (на сумму более 10,5 млн рублей) размер госпошлины фактически не изменился.
Упрощенное правосудие Одновременно с увеличением размера государственной пошлины по мелким искам законодатель предоставил возможность субъектам хозяйствования взыскивать мелкие суммы через упрощенную процедуру - приказное производство. Приказным производством является вынесение хозяйственным судом определения о судебном приказе без разбирательства и вызова сторон. Определение о судебном приказе является исполнительным документом, и на основании него можно выставлять безакцептное платежное требование на расчетный счет должника, а также возбуждать в суде исполнительное производство. Так вот ранее в приказном производстве рассматривался лишь довольно ограниченный список требований. В основном в таком производстве рассматривались требования, основанные на нотариально удостоверенной сделке, требования о взыскании налогов, сборов и иных обязательных платежей, а также о взыскании задолженностей по договорам, когда такая задолженность не оспаривается должником. В последнем случае заявитель должен быть представить суду доказательства бесспорности долга. Преимуществом приказного производства является не только упрощенный порядок рассмотрения дела, но и существенно более короткие сроки рассмотрения. Так, определение о судебном приказе выносится в течение 20 дней с момента поступления заявления в суд и сразу вступает в законную силу (решение по исковому заявлению принималось в течение 30 дней со дня назначения дела к судебному разбирательству и вступало в силу через 15 дней после вынесения решения). Однако приказное производство так и не получило широкого распространения. Сейчас ситуация должна коренным образом поменяться. Отныне по общему правилу (есть определенные исключения. - А.С.) в приказном производстве будут рассматриваться требования «о взыскании денежных средств, об истребовании имущества или об обращении взыскания на имущество должника, которые носят бесспорный характер (основаны на документах, подтверждающих задолженность должника), либо признаются (не оспариваются) должником, но не выполняются, либо заявлены на сумму до ста базовых величин». Как видно из приведенной цитаты, существенным нововведением является то, что требования до 100 базовых величин (до 3,5 млн рублей) теперь подлежат рассмотрению в приказном производстве. Это в определенной степени минимизирует потери субъектов хозяйствования от повышения госпошлины за подачу исковых заявлений на мелкие суммы, поскольку при обращении в приказное производство минимальная госпошлина составляет всего 2 базовые величины (70 тыс. рублей). Однако если после подачи заявления о вынесении определения о судебном приказе должник оспорит требования, заявителю все же придется обращаться в суд с обычным исковым заявлением и, соответственно, доплачивать государственную пошлину до 525 000 рублей.
Закон предусматривает еще ряд нововведений в приказном производстве, которые призваны активизировать этот способ альтернативного правосудия. Однако они не имеют принципиального значения, и ввиду их юридической специфичности мы их сейчас опустим.
Примирят даже против воли Куда более важно отметить очень важные нововведения по усовершенствованию процедуры посредничества, которую и без того хозяйственные суды продвигали в последнее время всеми правдами и неправдами. Эта процедура сейчас предусматривает, что по ходатайству сторон или с согласия сторон суд назначает по делу посредника (не из судей, но из сотрудников суда), который помогает сторонам разрешить конфликт мирным путем. В случае, если в результате посредничества стороны заключили соглашение об урегулировании спора, суд возвращал истцу из бюджета 50% уплаченной им госпошлины.
С вступлением в силу изменений и дополнений в первую очередь переименовывается сама процедура, которая будет называться не посредничеством, а примирительной процедурой, и соответственно посредник переименовывается в примирителя. Естественно, одним переименованием дело не ограничивается. Хозяйственный суд теперь по собственной инициативе может назначить по делу примирителя, не вызывая стороны в суд и даже не спрашивая их мнения по это поводу (ранее только по ходатайству сторон либо с их согласия). Сторонам предоставляется лишь право предоставить суду свои возражения после вынесения определения о назначении примирителя. При этом примиритель может быть назначен на любой стадии судебного процесса (в суде первой, апелляционной, кассационной инстанций и на стадии исполнительного производства). Ранее посредничество назначалось только в хозяйственном суде первой инстанции.
Кроме того, примирителем теперь может быть не только сотрудник суда, но и иное лицо, привлеченное на договорной основе и «обладающее квалификацией, отвечающей существу возникшего конфликта». Перечень таких иных лиц и условия их привлечения будут устанавливаться Пленумом Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь. Необходимо также отметить, что процедуру избавили от существенного недостатка, которым часто стали пользоваться недобросовестные ответчики. Такие ответчики часто заключали соглашение об урегулировании спора в порядке посредничества, минимизировали свои судебные расходы за счет того, что истцу 50% госпошлины возвращал суд, а потом просто не исполняли это соглашение. Отныне в случае неисполнения соглашения о примирении с виновной стороны будут обратно взыскиваться в бюджет эти 50% госпошлины.
Информация стоит денег Также в Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь внесены нормы, согласно которым субъекты хозяйствования смогут запрашивать в хозяйственном суде «сведения о наличии и количестве исполнительных производств, возбужденных в отношении должника; о сумме долга, подлежащей взысканию; об обременениях в отношении имущества должника, совершенных в рамках исполнительного производства». Вот только процедура эта будет отнюдь не бесплатная. Указанные сведения будут предоставлять лишь при уплате госпошлины в размере 3 базовых величин (105 000 рублей) за предоставление сведений по одному должнику. Интересно, что до недавнего времени хозяйственные суды совершенно бесплатно размещали на своих сайтах так называемые «реестры должников», которые содержали сведения о субъектах хозяйствования, в отношении которых возбуждались исполнительные производства, однако денежные средства так и не были взысканы. Около месяца назад соответствующие разделы на сайте Высшего Хозяйственного Суда были заблокированы, и сейчас они не работают. Правда «Ежедневнику» объяснили это тем, что в результате размещения таких сведений сорвалось несколько значимых для экономики РБ сделок, поэтому указанные сведения решили пока убрать, а дальше подумать, что с ними делать.
В заключение осталось лишь добавить, что субъектам хозяйствования на адаптацию к новому хозяйственному правосудию законодатель почти не оставил времени. Закон вступает в силу через десять дней с момента его опубликования. Ну что же, придется перестраиваться на ходу.
| |