|
Цены снова заставляют говорить о себе. На прошлой неделе в некоторых нижегородских магазинах зафиксирован рост цен на продукты: хлеб, овощи и гречку. Факты подорожания отмечаются также и в других городах области. ФАС снова проверяет, насколько обоснованы эти повышения. Об аппетитах покупателей и торговцев.
Накормить нижегородцев дефицитным по нынешним временам картофелем готовы белорусские аграрии. Такое предложение поступило в адрес торговых сетей Нижегородской области. На совместном совещании с региональным Правительством они пытались решить, как сдержать цены на самые важные продукты. Плодоовощная продукция - бесспорный лидер нынешнего ценового повышения. Подобное развитие событий специалисты прогнозировали ещё осенью прошлого года. В ценниках на этот продукт, например, отразилась летняя засуха. Регион потерял больше половины урожая картофеля. В декабре российский Минсельхоз констатировал, что этот продукт подорожал вдвое. Килограмм ржаного хлеба приобрёл лишние 90 копеек. Этого повышения опасались давно. После рекордного урожая зерновых в 2009 году, в 2010 году собрали только разочарования. 1,5 миллиона тонн уступили место куда более скромным цифрам: немногим более 550 тысяч тонн зерна. Впрочем, в целом для хлебобулочной продукции повышение пока не характерно. Минимальная цена нарезного батона ниже прошлогодних показателей. Продукт, который реально вызывает тревогу, - это гречка. Она заметно выросла в цене в декабре и, похоже, снижать планку не собирается, хотя явных причин для роста нет. Михаил Теодорович, руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области: «Люди не перестали покупать яйца, масло, муку, молоко и ели бы только гречку. Это означает, что, возможно, речь идёт о каких-то неправомерных действиях.» За последние пару месяцев целый ряд продуктов стал заметно весомее в денежном выражении. По данным Нижегородстата, с ноября по декабрь 2010 года стоимость, например, молока, в среднем увеличилась на 19 копеек. Капуста подорожала на 6 рублей, пшено - на 5 рублей. Литр подсолнечного масла сейчас может стоить и 90 рублей. К слову, крупы Нижегородский регион практически не производит. Пшено и гречку приходится привозить. Почти то же самое в этом жарком году можно сказать и о большинстве овощных культур. Они, в основном, привозные. Если брать товар хорошего качества, то даже на оптовой базе не меньше 35 рублей будет стоить картофель, 28 рублей - морковь, 28-30 рублей - лук. На уровне региона спасение видится в международном взаимодействии. Нам поможет заграница. Белорусы готовы поделиться овощами. Об этом в пятницу шла речь на встрече с представителями торговых сетей Нижегородской области. Василий Казаков, министр поддержки и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг Нижегородской области: «Есть конкретное предложение белорусской стороны торговым сетям о сбыте излишков продукции, которая есть у них. Подписано соглашение. Они уже должны были с ними связаться и выяснить, устраивают ли их цены и качество белорусской продукции, чтобы эту продукцию реализовать здесь.» Тем временем нижегородцы ищут способы сэкономить, некоторые - за счёт отказа от любимых продуктов. Торговые сети предлагают другой вариант. Николай Галочкин, директор гипермаркета: «Ассортимент магазина насчитывает больше 20 тысяч позиций. Если внезапно подорожает 1-2-3 продукта, найдётся ещё несколько десятков аналогов, которыми их можно заменить.» Покупателей призывают «ловить волну». У каждого магазина она своя: красная, жёлтая, синяя, в зависимости от окраски ценника. На цветных листочках - цены ниже. Главное оружие против цен - независимость. В этом убеждена нижегородка Наталья Модина. В городской квартире она научилась хранить картофель. Для этого пришлось утеплить лоджию и соорудить специальное хранилище. В ход пошли подручные материалы: пенопласт и старые шубы. Знать меру - важное правило нижегородцки Натальи Борисовны. На зиму всегда хватало пары мешков картошки. Об этом предупреждают и специалисты: брать стоит ровно столько, сколько нужно. В истории цен немало примеров, когда люди в спешном порядке бросаются делать запасы. Такой ажиотажный спрос - это уже соблазн для торговли поднять цены на то, что пользуется спросом. Сейчас же продавцы делают всё возможное, чтобы не взвинчивать цены, а значит, сохранить своего покупателя.
| |