|
На Малой сцене МХТ состоялась премьера «Табакерки». Театры хоть и разные, но худрук у них общий - Олег Табаков. И он продолжает на обеих площадках работать с новой драматургией. На этот раз нашумевший роман Натана Дубовицкого «Околоноля» инсценировал режиссер-экспериментатор Кирилл Серебренников. Сложные декорации спектакля просто не уместились бы на подвальной сцене Табакерки.
Узкий коридор по пути в зал. Пол выложен корешками книг: Сервантес, Шолохов, Достоевский. Буквально попирая классику, попадаешь в пустую черную коробку - малую сцену МХАТ в декорациях Кирилла Серебренникова.
«Тут вообще все оттенки черного. Это такой внутренний лозунг этого спектакля. Потому что это про бездну», - объясняет режиссер.
Главный герой - Егор Самоходов. Пиарщик и издатель, скупающий по стране еще не мертвые, но уже и не живые таланты. Чтобы продать их творения олигархам и бандитам крупного масштаба. Карьеру начал с убийства.
«Собственно об этом и речь идет, что построенное на крови государство. И, может быть, человек как микрогосударство, не может достичь в этой жизни света», - говорит исполнитель главной роли Анатолий Белый.
Кровь и деньги, жадность и подлость. Филологи, поэты, губернаторы, актрисы, журналисты - циничны и отвратительны все. Среди героев - ни одного положительного. Насилие врывается на сцену в виде ролика, специально снятого для спектакля. Кадры вызывают ужас. Именно из-за него в зал не пускают детей до 16 лет.
«Будем в розовых кружевах только делать спектакли или фильмы? Это не получается так. Скажу честно, что я бы как зритель этот спектакль воспринимал тяжело», - не скрывает актер Владимир Качан.
То, что у каждого актера - несколько ролей, замечаешь не сразу. И кажется, дается им это легко. Только после премьеры и бурных оваций, они признаются, как сильно волновались.
«Сегодня так или иначе мы в поиске. Есть задача, очень точно поставленная Кириллом, и есть вот эта грань, как по лезвию бритвы, когда либо не дотянешь в игре, либо пережмешь, и мы, конечно, трудимся над самими собой», - говорит исполнитель одной из ролей Алексей Кравченко.
Спектакль «Околоноля» по одноименному роману, написанному неким Натаном Дубовицким, обсуждать начали задолго премьеры. Однако создатели спектакля утверждают, что их волновала не литературная мистификация, а сам текст.
«Я хотел сделать жесткий, бескомпромиссный спектакль. Реакция на него жесткая - отчасти из-за текста, который, по слухам, написал высокий чиновник, отчасти из-за качества самого текста, в котором хлестко говорят правду, которую обычно не принято говорить», - говорит Серебренников. Воплотить нашумевший роман на сцене режиссеру-экспериментатору Кириллу Серебренникову предложил Олег Табаков.
«Видимо, напряжение в нашем обществе сильно повысилось. Так я думаю. И все эти манежные дела, все эти станицы кущевские, и все это вместе взятое, ну, подвигает на мысль о необходимости, наверное, санации», - говорит сам народный артист и художественный руководитель Московского художественного театра.
Спектакль идет почти четыре часа. Легкие диалоги, детективный сюжет, ироничный взгляд на российскую действительность. Несмотря на тяжелую тему - духовного падения главного героя. Который, в итоге, заслужил лишь вечный холод. Где-то около ноля.
| |