|
Мининфраструктуры отказалось от запланированного с 1 января разового повышения тарифов на грузовые железнодорожные перевозки в пользу ежемесячного роста. Пересмотр действующих с 2008 года ставок позволит «Укрзализныце» увеличить доходы на 4,76 млрд грн. Но против данной инициативы выступили предприятия горно-металлургического комплекса, которые уже обратились в Кабмин с просьбой снизить вдвое намеченный рост тарифов.
Министерство инфраструктуры подготовило проект приказа о введении новых тарифов на грузовые железнодорожные перевозки. В нем предусматривается ежемесячное повышение тарифов на 2,2% в течение всего года. В результате в «Укрзализныце» (УЗ) рассчитывают увеличить доходы на 4,76 млрд грн. «Поддержание в рабочем состоянии изношенного подвижного состава требует значительных финансовых затрат»,-- объясняется в документе необходимость его принятия. Проект документа, размещенного на сайте министерства, датируется 6 января. Сейчас он проходит согласование с министерствами и ведомствами и, как ожидается, вступит в силу с 1 февраля.
До сих пор УЗ предлагала единоразовое повышение тарифов. В ноябре прошлого года госоператор предложил Минтрансу увеличить их с 1 января 2011 года. В УЗ заявляли, что в среднем стоимость грузоперевозок ниже себестоимости на 5%, а по отдельным группам - на 25-35%. УЗ предлагала поднять тарифы до нулевого уровня рентабельности: к примеру, на руду - на 8%, на уголь - на 18%.
Руководство «Укрзализныци» неоднократно заявляло о необходимости повышения тарифов на грузовые железнодорожные перевозки. Гендиректор УЗ Михаил Костюк в конце 2010 года, в частности, говорил, что в среднем тарифы УЗ приблизительно на 20% ниже тарифов соседних с Украиной стран с широкой колеей. Так, по данным Мининфраструктуры за 2010 год, внутренние тарифы РЖД превышают аналогичные украинские на 20%, экспортные - в 1,5 раза, импортные - на 59%. В сфере транзита российские тарифы превышают украинские на 28%.
Против инициативы Минтранса выступили металлурги. «Финансовое положение металлургических предприятий Украины остается напряженным»,-- заявил заместитель гендиректора отраслевого объединения «Металлургпром» Александр Зражевский. По его словам, доналоговый убыток метпредприятий в 2010 году оценивается в 2 млрд грн. С 1 января стоимость природного газа для промпотребителей повысилась на 4,3%, до 2282 грн за тысячу кубометров (без транспортировки, надбавки и НДС), электроэнергии I класса - на 4%, II класса - на 5%. Поэтому предприятия ГМК обратились в Кабмин с просьбой снизить запланированный рост тарифов на железнодорожные грузоперевозки до 1,1% в месяц. То есть годовое повышение тарифов должно составить 12,8%, а не 27%.
В 2011 году перед «Укрзализныцей» стоит острая необходимость в обновлении парка грузовых вагонов и локомотивов, поэтому повышение грузовых тарифов для монополии крайне важно, считает эксперт Центра политического и экономического анализа Ирина Кава. Напомним, в УЗ оценивают необходимые инвестиции в обновление парка вагонов примерно в 27 млрд грн. Таких денег у УЗ нет, поэтому монополия ведет переговоры с частными владельцами вагонов об объединении парка (см. Ъ от 22 марта 2010 года).
Александр Черновалов, Елена Синицына
| |