|
Подмосковные зубры готовятся к большому путешествию. Питомцев Приокско-Террасного заповедника скоро отправят в другие заповедные лесные регионы России. Но пока ставшие редкими животные растут и набираются сил на берегах Оки. Так что каждый желающий может наблюдать за ними, причём не только с земли, но и с высоты птичьего полёта.
Приокско-Террасный биосферный заповедник теперь можно осмотреть сверху. Это удобно, учитывая его гигантские площади - почти 5 тысяч гектаров, и безопасно для окружающей среды: особо охраняемым территориям не наносится никакого вреда. Вся предполётная подготовка длится минут 10. Шар надувают тёплым воздухом из газовых баллонов и крепят к нему корзину. Добро пожаловать на борт!
Облететь весь Приокско-Террасный биосферный заповедник за день не получится. Но и за пару часов можно разглядеть протоптанные дикими животными тропы, а если повезёт, то и увидеть кабана, барсука или зайца. Впрочем, детально изучить местность с высоты у нас не получилось: ветер усиливался с каждой минутой и уже был вполне способен перевернуть наше воздушное судёнышко, поэтому потребовалась аварийная посадка.
Двухгодовалую самку зубра тоже вскоре ждёт полёт. Но не на воздушном шаре, а на самолёте, в обшитом поролоном боксе. Зубров здесь выращивают, чтобы спасти от вымирания. Как только особь научится самостоятельно добывать пищу и защищаться, её выпускают на волю. Чтобы зубры вновь заселили российские леса, их отсюда вывозят в разные точки страны.
«Зубр живёт 26-28 лет. Поэтому в пересчёте на человеческий возраст, ей примерно 18 лет. И она у нас в ближайшее время поедет жить на полной свободе либо в Вологодскую область, либо в заповедник "Брянский лес", где будет одной из родоначальниц новой стаи», - рассказывает о молодой зубрихе старший научный сотрудник Приокско-террасного заповедника Мария Заболоцкая.
Эти флегматичные малоподвижные животные фактически занимаются в лесу древесной прополкой. Зубры питаются корой и листьями, причём, всем другим деревьям предпочитая осину и иву. Эта разборчивость даёт шанс вырасти другим деревьям, в частности, дубам.
«Сейчас, когда зубров практически нет, мы имеем захламлённый осиновый или липовый лес, где молодым дубам прорастать очень тяжело. Поэтому если мы хотим опять иметь старорусские дубравы, нам нужно, чтобы в этих дубравах жили семьи зубров, которые помогли бы этим дубравам существовать», - поясняет Мария Заболоцкая.
Наблюдения в заповеднике ведутся не только за животными, но и за тем, что их окружает - почвой, водоёмами. Трижды в сутки сотрудники станции фонового мониторинга фиксируют показания приборов. В тетрадь заносится высота снега и количество выпавших осадков. 30 сантиметров снега, сегодня - ноль, это определил прибор, похожий на цветок. А ещё здесь следят за радиацией и концентрацией вредных веществ в воздухе.
«Конечно, концентрация вредных веществ очень низкая здесь. Отличается от Москвы на порядок, а иногда и больше», - не без гордости говорит начальник станции комплексного фонового мониторинга Приокско-террасного заповедника Вера Аблеева.
Приокско-Террасный заповедник - это что-то вроде лакмусовой бумажки, по которой с 1983 года определяют, как меняется, увы, не в лучшую сторону, природная среда Подмосковья. Все собранные здесь данные отправляют в центр по Гидрометеорологии, там они суммируются, тщательно анализируются. На этой основе учёные и делают выводы о загрязнениях воздуха и воды в области и столице.
| |