|
США и Китай ищут новый формат сотрудничества. В Америку по приглашению Барака Обамы приехал председатель КНР Ху Цзиньтао. Обсудить, например, судьбу доллара и юаня. По этому вопросу уже были сделаны яркие заявления.
Доллар - «продукт прошлого». Валюта себя изжила и новой резервной единицей должен стать юань. Вот с таким болезненным не только для США, но и для всего мира заявлением Ху Цзиньтао поехал в Америку. Речь тут же попала в заголовки и вызвала иронию у специалистов.
«Во многом это эмоциональное заявление. В рамках системы, которая сложилась, когда производят одни страны, а потребляют другие, за один день изменить нельзя. Это можно сделать, но это будет шок для всей экономики», - считает Александр Осин, главный экономист УК «Финанм».
Скорее всего, китайские власти и сами не верят, что юань потеснит доллар. Мало того, Поднебесной не на руку слишком слабая американская валюта. Основные резервы страны - 2 триллиона 850 миллиардов долларов. И когда накопленное становится дешевле, потому что ФРС решила напечатать миллиард-другой, власти Китая посылают через океан обвинения в неправильной валютной политике.
С американского берега ответные обвинения - юань слишком дешевый. Курс сдержан специально, чтобы завалить мир экспортными товарами. «Мы хотели бы поддержать Китай в его инициативе окончательно отказаться от экспортно-зависимой модели развития последних двух десятков лет в пользу модели, нацеленной на внутреннее потребление», - заявил Тимоти Гайтнер, министр финансов США.
Но за фоном взаимных обвинений кроются факты: за шесть лет «слабый» юань к доллару вырос больше евро, фунты стерлингов и йены.
«В реальном выражении, если так пойдет, юань укрепляется около 10% в год, что вполне устраивает, на мой взгляд, Америку. То есть сейчас процесс пошел. И давление возымело свое действие», - уверен Марк Рубинштейн, Метрополь.
Из года в год США и Китай говорят о реформе экономической политики, но она продолжает ехать по старым рельсам. Китайские власти, конечно, мечтают, чтобы юань занял достойное место среди других валют. Например, в каждом банкомате. Но, тем не менее, эксперты считают, что подобная бравада быстро закончится, если отношения двух держав зайдут в тупик. Уж больно сильно взаимосвязаны экономики.
Китай второй после Евросоюза крупнейший торговый партнер США. За 2010-й год товарооборот вырос на 30%. Из Америки в Поднебесную идет ассортимент от соевых бобов до самолетов. В обратном направлении - одежда и электроника.
На рынке Китая не просто работают крупные американские компаний - почти половина из них получила выгоду лучше, чем в других странах. Растут инвестиции. В прошлом году американцы вложили 65 с лишним миллионов долларов.
Не жалуется на притеснения американцев и китайский бизнес. Производя в США компьютеры и нефтепродукты. Экономики стран связывает даже американский долг - почти 907 миллиардов долларов. Китай неплохо зарабатывает только на процентах.
В итоге на фоне укрепления отношений странам придется искать решение любых взаимных претензий. Экономики давно живут подобно сиамским близнецам. Поэтому, если после встречи Барак Обама и Ху Цзиньтао заявят перед СМИ о расширении сотрудничества - это не просто дань протоколу.
| |