|
МОСКВА, 19 января. Акционеры российско-британской ТНК-ВР находятся на грани очередного конфликта, пишет сегодня газета «Коммерсант».
Как и предполагало издание, проблемы вызвала недавняя сделка по обмену акциями ВР и «Роснефти». Она противоречит акционерному соглашению, заключенному российскими владельцами ТНК-ВР и ВР в 2009 году. Согласно материалам сайта WikiLeaks, ВР еще в 2008 году рассматривала «Роснефть» как основного партнера в России.
Консорциум российских акционеров ТНК-ВР AAR («Альфа-групп» Михаила Фридмана, Access Леонарда Блаватника и Renova Виктора Вексельберга) нашел нарушения акционерного соглашения с ВР в сделке между «Роснефтью» и ВР после ее предварительного изучения. Об этом «Коммерсанту» вчера сообщил источник, близкий к AAR.
По соглашению, подписанному партнерами по ТНК-ВР, российско-британская компания имеет эксклюзивное право на реализацию нефтегазовых проектов в России и на Украине. «ВР же самостоятельно договаривалась с "Роснефтью", и совет директоров ТНК-ВР сделку не рассматривал», - отметил собеседник «Ъ». По его словам, AAR запросил у ВР все документы по сделке. После их получения понадобится еще две-три недели на окончательный анализ, уточнил источник.
В пятницу «Роснефть» и ВР подписали ряд соглашений. Прежде всего, компании договорились об обмене акциями: за 9,5% «Роснефти» ВР отдала 5% своих ценных бумаг. Пакеты оцениваются в $7,8 млрд. Кроме того, компании договорились о совместной разработке трех Восточно-Приновоземельских участков на шельфе Карского моря. В СП «Роснефти» будет принадлежать 67%, ВР - оставшиеся 33%. Затраты на геологоразведку, которые оцениваются в $1,5-2 млрд, возьмет на себя ВР.
Реакция AAR на сделку последовала незамедлительно. В воскресенье источник «Ъ», близкий к консорциуму, рассказал, что юристы компании собираются начать проверку соглашений «Роснефти» и ВР. В ВР «Ъ» заявляли, что менеджмент ТНК-ВР был осведомлен о переговорах. Президент «Роснефти» Эдуард Худайнатов в понедельник заявил, что «отношения ВР и ТНК-ВР "Роснефти" не касаются, и компания в них не вникала».
Как напоминает издание, первый конфликт AAR и ВР возник как раз в начале 2008 года. Российские владельцы компании считали, что партнер не соблюдает принципы паритетного управления, а британские менеджеры ТНК-ВР действуют в интересах только ВР и блокируют развитие компании. Начавшиеся весной 2008 года многочисленные проверки компании госорганами привели к тому, что в конце июля Россию покинули глава ТНК-ВР Роберт Дадли (теперь возглавляет ВР), часть других британских менеджеров и сотрудников самой ВР (российские власти утверждают, что в конфликт не вмешивались).
В начале 2009 года AAR и ВР подписали акционерное соглашение, которое предполагало существенные изменения в структуре управления компанией: у нее появились независимые директора, и в нем также оговаривалось, что кандидатура нового руководителя ТНК-ВР должна устраивать обоих партнеров. К концу 2009 года акционеры согласовали назначение на должность главы ТНК-ВР Максима Барского. Он должен был возглавить компанию в начале 2011 года. Однако с назначением произошла заминка: в декабре 2010 года ТНК-ВР заявила, что оно откладывается из-за «технических сложностей».
Впрочем, сейчас партнеры пока надеются урегулировать все претензии мирным путем, рассказал «Ъ» источник, близкий к AAR. «Никто не хочет конфликтов», - уверяет он. Представитель ВР в России заявил «Ъ», что компания «будет действовать в соответствии с акционерным соглашением, в том числе и относительно положений, касающихся сделок с "Роснефтью".
| |