|
Шокирующее название появилось в афише столичного театра «Эрмитаж». «Меня убить хотели эти суки» - так называется спектакль Михаила Левитина по пьесе, написанной им же по роману «Факультет ненужных вещей» Юрия Домбровского. Этот автор для театра трудный и неудобный. В Москве Домбровского ставят впервые и неслучайно в театре «Эрмитаж», известном своей любовью к хорошей литературе.
Михаилу Левитину интересно ставить то, мимо чего другие проходят равнодушно. Когда-то слава его театра началась с постановок поэтов-обэриутов. Спектакль 19982 года «Хармс! Чармс! Шардам! или Школа Клоунов» успех имел фантастический.
Сегодня режиссер Левитин взялся за автора, которого принято считать неподъемным для сцены. Писатель Юрий Домбровский театр очень любил, даже преподавал актерское мастерство в Алма-Ате, но для сцены не сочинил ничего. Его интересовали другие жанры. Левитин же обнаружил в прозе Домбровского сценическую драматургию.
До премьеры Клара Домбровская в театре «Эрмитаж» не была. Во что превратил известный режиссер роман ее известного мужа - для нее сюрприз. «Так долго Домбровский был в тени, так долго были к нему равнодушны. Поэтому я буду рада, если будут спорить, если будут говорить и если кто-нибудь еще захочет поставить. Я буду просто рада», - говорит Клара Турумова-Домбровская.
Домбровский написал роман «Факультет ненужных вещей» по впечатлениям первого своего заключения в 37-м. В отличие от Шаламова и Солженицына лагерная тема у Домбровского звучит ироничнее и добрее. Он старается понять и жертв, и палачей.
Спектакль о сопротивлении беззащитного человека огромному карательному ведомству. О вечном выборе - поджать хвост или проявить мужество, оклеветать себя или, настаивая на невиновности, идти до конца. В роли сопротивляющегося героя - молодой актер театра Станислав Сухарев.
«Ощущение такое, что есть некий огромный размер, на который ты должен свою кожу натянуть. И только тогда ты раздвинешься до этого диапазона. Это очень болезненно», - говорит Станислав Сухарев.
Приглашенная звезда - актер Михаил Филиппов - играет близнецов прокурора Штерна и следователя Неймана. Такая двойственность очень интересна и режиссеру, и самому актеру.
«Насколько он сценичен, я до сих пор не знаю, - говорит Михаил Филиппов. -Работа над ним очень тяжелая. И еще предстоит. Поэтому я уже попросил Михаила Захаровича - в шутку - первые 50 спектаклей ко мне не иметь никаких претензий».
Название спектакля - «Меня убить хотели эти суки» (строчка из стихотворения самого Домбровского) - фокусирует суть и смысл происходящего на сцене.
Меня убить хотели эти суки, Но я принес с рабочего двора Два новых навостренных топора.
У Левитина, как и у Домбровского, личность побеждает чудовищную государственную машину. Масштаб такой победы - вне времени и обстоятельств.
«Хорошая, огромная литература приходит на сцену сегодня с этим спектаклем, - считает Левитин. - Мне кажется, я понял, что такое Домбровский на сцене».
| |