|
Германская Q-Cells была бесспорным мировым лидером по производству солнечных батарей, когда ее гендиректора Антона Мильнера спросили, не опасается ли он конкуренции со стороны азиатских стран.
Его ответ был категоричным «нет». Немецкие потребители никогда не купят китайский продукт, который рассчитан на 20 лет использования. Несколько лет спустя китайская Suntech Power обогнала немецкую компанию по продажам и по технологиям, а Мильнер уже не работает в Q-Cells. Рыночная капитализация немецкого производителя снизилась с 11 млрд евро в 2007 г. до 390 млн евро в этом. Наряду с Suntech на немецком рынке солнечных батарей царят азиатские Yingli Green Energy и JA Solar, а местные производители все глубже уходят в забытье. И подобная история - не первая для немецких предприятий, пишет сегодня Financial Times. Китай известен производством дешевой одежды, игрушек и копеечных электроприборов. Тем не менее, эта страна еще в 2009 г. обогнала Германию по объемам экспорта, став крупнейшим экспортером в мире. Профицит торгового баланса Китая с Германией в прошлом году составил 17 млрд евро. А сегодня Китай уже готов оспорить лидерство европейской страны в самых ее основных индустриальных областях. «Я ожидаю серьезного роста конкуренции, сравнимого с массовой атакой, со стороны китайских предприятий уже в ближайшие годы, особенно в секторе автопроизводства. Китайцы улучшат качество и технологии в своем производстве, но сохранят ценовое преимущество», - заявил Франц Фехренбах, управляющий Bosch. Уже сегодня в сферах, которые включают в себя не только производство солнечных батарей, но и ветроэнергетику, телекоммуникационные сети, а также производство высокоскоростных поездов, Китай достиг равных позиций со своими западными конкурентами. Во многом это происходит благодаря тому, что «инновационные» технологии страна получает от сотрудничества в виде совместных предприятий с европейскими компаниями. В других областях, например, в конструкторском машиностроении, автозапчастях, машинах и электроразработках компании от Sany до Shanghai Electric активно наращивают мускулы, чтобы стать серьезными конкурентами. Вопрос в том, какие шаги предпримет Германия, чтобы встретить подобную угрозу со стороны Азии? На первый взгляд кажется, что страна уже проиграла. В секторе механических разработок - секторе, в котором в Германии задействованы 909 000 человек или каждый двадцатый работник немецких заводов, Китай уже занял лидерские позиции. Доля Китая составляет 25% от мирового производства, в то время как у Германии она вдвое ниже. Тем не менее, когда новозеландская железнодорожная компания KiwiRail стала первой развитой страной, заказавшей китайские локомотивы, она все же подчеркнула, что готова приобрести их лишь с тем условием, что двигатели будут от немецкого производителя Tognum. «У Китая нет возможности обслуживать и поддерживать двигатели за пределами их страны», - пояснил управляющий в Tognum. Тем не менее, угроза растет. Но многие немецкие компании сохраняют уверенность в том, что сумеют справиться. «Китаю не хватает не средств, ему не хватает технологий», - говорит Мао Зенхуа, директор института экономических исследований в Renmin University. Именно поэтому некоторые немецкие компании, переводя производство в страны Азии, оставляют дома самые новейшие разработки или просто не раскрывают их китайским партнерам. Но для танго всегда нужны двое: долгосрочные отношения Германии и Китая выгодны все же обеим сторонам. К примеру, Bosch ведет бизнес в Китае вот уже более 100 лет, владея 46 заводами, на которых работает более 30 000 человек. Менеджеры компании говорят: «Если вы можете продать продукт в Китае, вы сможете продать его где угодно». Ведь самая высокая конкуренция всегда в сегменте для покупателя со средним доходом. В Siemens придерживаются того же мнения. В итоге сканер Somatom Spirit, разработанный и произведенный в Китае, теперь продается в основном за границей. Тем временем в Германии опасаются, что для средних немецких компаний на рынке попросту скоро не останется места. Некоторые китайские компании строят планы по открытию производств в Европе. Китайская Sany готовится уже в следующем году открыть производство в одной из европейских стран, а также открыть там собственный исследовательский центр. Если в 2007 г. лишь семь инвесторов из Китая решились инвестировать средства в Германии, к 2009 г. эта цифра подскочила до 45. Китайская Fosun вложила 10 млн евро в открытие ресторанов и чайных домов два года назад. Сегодня ее примеру уже следуют сталелитейные, фармацевтические, туристические и строительные компании. В итоге, по словам Фехренбаха, единственный способ выжить для немецких компаний - «удерживаться на пике новых технологических открытий».
| |