|
Но эксперты не верят, что в предвыборный год власти удержатся от роста расходов.
На сайте Кремля опубликованы поручения Медведева по итогам совещания с членами правительства 28 декабря 2010 г. Президент потребовал к 1 апреля представить предложения о возможном отказе в 2011 г. от использования дополнительных нефтегазовых доходов бюджета. К этому же сроку он ждет поправки в Бюджетный кодекс, устанавливающие с 2012 г. новый порядок использования всех нефтегазовых доходов. Ответственным за исполнение поручений назначен премьер Владимир Путин. Бюджет этого года сверстан с дефицитом в 3,6% ВВП при среднегодовой цене на нефть марки Urals $75 за баррель. К 2015 г. стоит задача сбалансировать бюджет, говорил неоднократно вице-премьер и министр финансов Алексей Кудрин. В этом году цена нефть может оказаться выше прогноза, заложенного при составлении бюджета, а это значит, что в казне будут дополнительные конъюнктурные доходы, говорит директор департамента Минфина Алексей Лавров. «Если не направлять их на увеличение расходов, то можно будет сократить дефицит, то есть уменьшить заимствования или использование средств Резервного фонда», - объясняет он. К экономии сверхдоходов Россия преступила в 2004 г., когда правительство создало Стабилизационный фонд, разделенный в 2008 г. на Резервный фонд и Фонд национального благосостояния. Тогда же в БК были введены понятия нефтегазового трансферта для погашения ненефтегазового дефицита бюджета. Размер трансферта предполагалось сокращать с 6,1% ВВП в 2008 г. до 4,5% ВВП с 2010 г., а с 2011 г. и далее - не более 3,7%. С того же года предельный размер ненефтегазовго дефицита не должен был превышать 4,7%. Однако из-за кризиса правительство отказалось от жесткой бюджетной политики. Нормы, ограничивающие использование нефтегазовых доходов, были заморожены сначала до 2013, а затем до 2014 г. Уже скоро, в рамках новой трехлетки, нужно формировать параметры бюджета на 2014 г. и именно сейчас надо принимать принципиальное решение о бюджетных правилах на долгосрочную перспективу, уверен Лавров. Нужны законодательно установленные правила использования нефтегаовых доходов, которые позволят сохранить устойчивость бюджета в случае ухудшения внешнеэкономической конъюнктуры, уверен Лавров, однако решения о том, какими они будут, уверяет он. Варианты могут быть разными, полагает чиновник Минфина: восстановление с другими значениями ранее действовавших ограничений, аналог еще более раннего механизма «цены отсечения», когда нефтегазовые доходы сверх такой-то цены на нефть идут в резервы, или совсем новый механизм. Трудно поверить, чтобы в предвыборный год власти удержались от роста расходов, скептична Юлия Цепляева BNP Paribas. «При нашем госдолге, дефицит 3,6% или менее 3% - это выбор между хорошим и лучшим, важнее что бюджет все более зависит от цены на нефть» - отмечает она. При нынешних темпа роста расходов возврат к экономии нефтегазовых доходов невозможен или цена на нефть должна быть выше $100, замечает она.
| |