|
Один из видных государственных деятелей советской эпохи - Виталий Воротников отмечает юбилей. Ему исполняется 85.
В разные годы этот человек занимал высокие партийные, хозяйственные и даже дипломатические посты. Внушительный ряд советских наград дополняет еще и кубинский орден «Солидарность». В бытность послом на Кубе Воротников стал первым кавалером этого ордена. Он всегда отстаивал и продолжает отстаивать свои взгляды на политику, экономику и на людей, с которыми его сводит жизнь.
Он - последователь Алексея Косыгина, самого некоммунистического советского премьера. Новатора, которого затерли до вторых ролей за недостаточно марксистские идеи. Он рассорился с Михаилом Горбачевым, потому что считал губительным то, как происходят перемены в разлагающейся от застоя стране. Он стал Героем социалистического труда, когда классовая принадлежность труда уже перестала иметь смысл. А тем, что он сделал в Советском Союзе, и теперь пользуются как поклонники марксизма, так и приверженцы Адама Смита.
В 60-х в городе, который тогда назывался Куйбышев, Виталий Воротников - председатель облисполкома - запустил проект колоссального масштаба. Построен автомобильный завод. По итальянским технологиям, с привлечением американских денег. Появилась советская «копейка» - символ благополучия и удачи. Купить новую машину могли только счастливчики. И все-таки это был прорыв.
Потом уже на посту первого секретаря Воронежского обкома КПСС Воротников занимается атомной энергетикой и электроникой. Отношения с Алексеем Косыгиным крепнут.
«У нас с Косыгиным иногда возникали споры. Он был их тех людей, которые видели в споре не желание навязать свою позицию, свою точку зрения собеседнику, а разобраться», - отмечает бывший член Политбюро ЦК КПСС, председатель Совета министров РСФСР, председатель президиума Верховного совета РСФСР Виталий Воротников.
Они поддерживают друг друга. Часто - наперекор основной массе партийных вождей. В союзном правительстве Воротников оказывается в состоянии вязкого, перманентного конфликта. «Подавляющее большинство республик жили на дотациях, - отмечает он. - А дотировала Россия, отчасти Белоруссия, немножко Украина. Ну, чай давала Грузия. Мне иногда приходилось принимать такую позицию, которая была выгодна России. И это иногда походило вроде как на излишнюю самостоятельность».
Однажды в Воронеж приехал Фидель Кастро. Кубе нужны были электростанции. Воротников знал, как их строить. А отношения с Кубой после Карибского кризиса были испорчены. «Мы учили всех. Хрущев учил всех - и румын, и болгар, и со всеми разругался потом, в том числе и с Кубой», - вспоминает Виталий Воротников.
Фидель как-то сразу стал симпатизировать Воротникову, так что спасать советско-кубинские отношения поручили именно ему. В Гавану, на празднование победы кубинской революции отбыла советская делегация. Виталий Воротников и Фидель Кастро подружились, а советско-кубинские отношения были спасены. И после работы послом на Кубе за Воротниковым окончательно закрепляется репутация человека, способного бесконфликтно разрешать самые конфликтные ситуации.
В 83-м он возглавляет правительство РСФСР. Уже прошла вереница похорон генсеков. Уже провозглашена перестройка. В основе экономических реформ лежали идеи, высказанные Косыгиным еще в середине 60-х. И Воротников почувствовал, что сможет, наконец, развернуться.
Единодушие с Горбачевым оказалось недолгим. И рассказывая об этом, Виталий Иванович до сих пор горячится. «Я был категорически против коренных изменений в политической системе, - подчеркивает политик. - Когда вместо сложившейся системы управления страной был создан съезд - новая надстройка. Зачем? Причем съезд - 2,5 тысячи человек! Разве можно с двумя с половиной тысячами человек решить какие-нибудь вопросы? Неужели это не понятно никому?»
До 91-го года Воротников продолжал работать в Верховном совете Союза. Но поняв, что не может больше быть услышанным, ушел. Не мог заниматься делом, в которое не верил. И купил себе первый собственный автомобиль «Москвич».
| |