|
Литовский режиссер Йонас Вайткус возвращает Чехова российскому зрителю.
«Общемировая душа - это я. Я - одиночка», - в этой цитате заключен весь трагизм чеховской диалектики. «Все и ничего» в одном хрупком сосуде, имя которому - человек.
Чеховскую «Чайку» ставили уже, наверное, тысячи режиссеров, но Йонас Вайткус уверен: пока миром правят животный эгоизм и жестокость тема внутреннего одиночества останется актуальной.
«Все проблемы, которые Чехов показывает в этом произведении, они все настолько живы и настолько развились, что стыдно даже становится», - говорит режиссер Йонас Вайткус.
Константину Треплеву, начинающему литератору, как и его сверстникам в XXI веке не хватает любви ближних. Ему кажется, что его терпят в обществе богемы - артистов и писателей - лишь из-за матери, известной актрисы. Он страдает от ее связи с Тригориным и от того, что имя матери появляется в газетной хронике.
Аркадина готова растоптать начинающий талант возможной соперницы - Нины Заречной. Чем же не интрига для современного мыльного сериала? Йонас Вайткус уверен: даже школьная хрестоматия не способна стать надгробной плитой для чеховской «Чайки». Она никак не желает умирать, а все трепещет крыльями простреленной навылет птицы.
«Чайка» для петербургского актера Романа Громадского в стенах родного театра - уже третья по счету. Первые две создал ленинградский режиссер Геннадий Опорков.
«Я с трудом воспринял это предложение, - признается народный артист России Роман Громадский, - потому что я понимал, что опорковская "Чайка" - это ступени творческой лестницы, и я понимал, что выше я не поднимусь, и следующее мое участие в спектакле - это лестница, ведущая вниз».
То, что для Романа Громадского, - лестница, ведущая вниз, для молодого Антона Багрова - дорога, к вершинам мастерства. И за это он благодарен литовскому режиссеру. Он явно - парадоксов друг, а, значит, гений по определению. «Те стихи, которые у него в голове, неизвестны ему самому, - отмечает актер театра "Балтийский дом" Антон Багров. - Это интересно, потому что ты как на минном поле - что-то ожидаешь, что-то вот-вот произойдет».
Сейчас идут последние репетиции. Еще есть время отточить реплики и сделать персонажи более живыми. Литовские актеры быстро нашли общий язык с российскими, а вот времени для общения с городом - найти так и не смогли.
«Ходить в Эрмитаж не остается времени, потому что мы с утра до 10 вечера репетируем», - говорит народный артист СССР Регимантас Адомайтис.
В этой лодке, не считая собаки, - еще три персонажа или полный штиль зрительского равнодушия, впрочем, лодка на мели, скорее всего, не окажется, а поплывет на волнах аплодисментов - уж очень свежий и непредсказуемый ветер дует в ее паруса.
| |