|
В четверг на совещании в Москомнаследии глава ведомства Александр Кибовский озвучил принципы, по которым разрабатывается Стратегия сохранения культурного наследия Москвы. Новый программный документ будет представлен на заседании правительства Москвы 10 мая
По мнению чиновника, в Москве до сих пор не существует единой политики в области охраны памятников культурного, природного и исторического наследия. Проведя фактический аудит законодательной базы и практики ее применения, Кибовский, по его словам, убедился, что многие акты и положения, принимавшиеся в последние десятилетия, или устарели, или противоречат федеральным законам, принятым начиная с 2008 года стараниями Росохранкультуры, которую он возглавлял до прихода в Москву.
- Начать работу над новой программой следовало бы с ответа на базовый вопрос: зачем сохранять объекты культурного наследия? - считает Александр Кибовский. - Даже в Конституции говорится об обязанности беречь памятники истории и культуры. Но отсутствует постановочная задача - зачем мы это делаем? Так как понимание государственной пользы от этого нигде не зафиксировано.
Ответив на этот глобальный вопрос, можно сформулировать четкие признаки, по которым следует бесценные зерна отделять от шелухи. Далее нужно законодательно оформить требования к территории охраняемого памятника и определиться с объединенными охранными зонами, которых в столице на сегодняшний день 396. И - особенно когда речь идет о территориях плотной застройки - стоит ввести строгую систему достопримечательных мест, аналогичную той, что была в советские времена, но с поправкой на нынешние реалии.
Внушительная часть документа будет касаться вопросов госохраны памятников, которая должна регламентироваться и контролироваться государством. Однако значительную долю ответственности обязаны взять на себя собственники, как это происходит во многих странах. Причем с охранными обязательствами владельцы объектов должны знакомиться не постфактум. Эти обязательства должны входить в пакет приватизационных документов. В него необходимо включить обязанность страхования на крупную сумму ответственности за несоблюдение этих норм.
По словам главы Москомнаследия, необходимо провести ревизию всех заявленных памятников культуры - тех, что еще не получили охранный статус. Некоторые из них числятся в заветном списке с 1960-80-х годов, каких-то строений де-факто давно не существует. Александр Кибовский привел яркий пример: туалет на Каланчевской площади 1949 года постройки. Сегодня на подготовку и проведение экспертизы подобных объектов уходит полтора-два года - надо, чтобы эта процедура длилась не более полугода.
Правда, сама ревизия займет длительный период. И есть опасность, что некоторые памятники до спасительного решения просто не доживут.
* * *
СПРАВКА «ИЗВЕСТИЙ»
Среди 5617 объектов культурного наследия, зафиксированных в столице на 1 января 2011 года, - 2784 здания, сооружения и строения, 102 парка и ландшафтных объекта, 163 отдельно стоящих монумента, 235 художественных надгробий и боле 2000 могил государственных и общественных деятелей. Кроме того, есть 1830 выявленных памятников, в том числе 1130 зданий, сооружений и строений, и 1318 так называемых заявленных объектов, в том числе 1038 зданий. Подавляющая часть памятников сосредоточена на территории ЦАО, где до сих пор остается 44 фактически бесхозных объекта.
| |