|
В Лондоне бывший премьер-министр Великобритании Тони Блэр предстал перед специальной комиссией, которая выясняет причины участия Соединенного Королевства в агрессии против Ирака в 2003 году.
Тони Блэр вышел из своего лондонского дома пораньше, чтобы не опоздать. Да и встречаться с участниками акции протеста ему тоже не хотелось. Вся эта затянувшаяся история с независимым расследованием, его, похоже, начинает раздражать. В книге своих воспоминаний, которая вышла через несколько месяцев после первого выступления перед комиссией, он не скрывает, что некоторые вопросы его здорово разозлили. На этот раз все еще хуже. Блэра пригласили для того, чтобы объяснил, почему то, что он говорил раньше, расходится со свидетельствами остальных.
- После 11 сентября 2001 года нам важно было быть вместе. И я сказал Джорджу Бушу: каким бы ни было политическое напряжение, если возникнут трудности, я буду с тобой, - говорит Тони Блэр.
- А вот Эндрю Роунсли (обозреватель британской газеты The Guardian) в своей книге приводит такую цитату: «Что бы ни случилось, я буду с тобой», - отмечает Джон Чилкот, председатель комиссии по расследованию обстоятельств ввода британских войск в Ирак.
- Нет, такого я не говорил, - упорствует бывший премьер.
Накануне Джон Чилкот просил правительство опубликовать переписку между Тони Блэром и президентом США в 2002 и 2003 годах. Ему было отказано. Сам Блэр считает, что для воссоздания полной картины тех событий достаточно его публичных выступлений. Сегодня он цитировал собственные интервью накануне вторжения, и утверждал, что никогда не скрывал готовности отправить британские войска в Ирак.
«Конечно, американцы были настроены на то, чтобы сменить режим в Ираке. Фактически, об этом говорил еще президент Билл Клинтон после наших совместных военных действий против Ирака в 1998 году. Было очевидно, что эта тема останется на повестке дня. Я всегда говорил, что после 11 сентября мы будем бороться после таких угроз плечом к плечу с Америкой», - рассказывает Тони Блэр.
Комиссию волновали вопросы, связанные с законностью действий кабинета министров. Бывший генеральный прокурор Питер Голдсмит дал письменные показания, в которых признает, что говорил Блэру о том, что без специальной резолюции Совета Безопасности ООН не существует законных оснований для вторжения. Правда, тогда же, в 2003 году Голдсмит изменил свою точку зрения после поездки в США.
В целом, на все вопросы у Блэра нашлись заранее готовые ответы. С его точки зрения, не так уж важно даже то, что в Ираке не нашли тогда оружия массового поражения. Блэр убежден, что Саддама Хуссейна надо было свергать хотя бы потому, что он представлял «потенциальную угрозу для мира».
«Он летает на самолете по всему миру, делает миллионы, строит себе особняки в пригороде Лондона, а между тем четверть всех иракских детей осталась без родителей. Ужасная статистика», - говорит протестующий Льюис Петерсон.
Комиссия, которая расследует обстоятельства, приведшие британские войска в Ирак, работает уже больше года. Она уже пошла на второй круг, повторно вызывая бывших членов кабинета министров, но интерес к ней постепенно начинает угасать. Если год назад во время первого выступления Блэра за право присутствовать в зале боролись 3000 человек, то сегодня заявки подали всего 190 претендентов.
| |