|
В самом общем виде артхаусные ленты отличаются от кино массового тем, что в первых заложен смысл (по крайней мере, так должно быть в идеале), расшифровать который способна лишь ограниченная прослойка публики.
Мейнстрим же апеллирует к базовым эмоциям и цепляет зрелищностью, часто играя на стремлении зрителей к эскапизму - бегству от реальности в мир грез. Выходящий 8 июля 2010 года фильм М. Найта Шьямалана «Повелитель стихий» относится ко второй категории (дистрибьютор - компания Централ Партнершип). Тем не менее, создателям картины не удалось сконструировать мир фантазий, в который хотелось бы попасть.
«Повелитель стихий» - это классический пример сюжета об Избранном (картина навевает ассоциации, в частности, с «Матрицей» и «Аватаром»), но есть разница в стиле подачи материала. Так, если в упомянутых лентах герой приходит к осознанию своей исключительности по ходу развития сюжета, что сопровождается его рефлексией и внутренним ростом - он должен пройти путь от неверия и отрицания до принятия и полной уверенности в своем высоком предназначении, то в «Повелителе стихий» Аанг ничуть не сомневается в своей миссии - он Избранный, он же Аватар, и его задача - восстановить мир, нарушившийся после того, как народ огня развязал войну. Не сомневаются в его избранности и окружающие: по всем признакам (начиная от происхождения - герой является выходцем из воздушных кочевников, и заканчивая сугубо внешними атрибутами - характерными татуировками) именно ему уготован путь освободителя. Загвоздка лишь в том, что предполагаемый освободитель должен владеть всеми четырьмя стихиями (воздух, вода, земля, огонь), а Аанг освоил только свою родную - воздух (что, собственно, и обыгрывается в оригинальном названии «The Last Airbender» - его можно перевести как «Последний свиватель воздуха», остальные представители его рода были уничтожены).
Собственно, картина «Повелитель стихий» - лишь первая глава в создании долгоиграющей франшизы. В ней герою предстоит пройти обучение у мага воды и к концу фильма продемонстрировать свое умение управлять этой стихией. Происходящая минут за десять до финала сцена ленты, где именно это и происходит, пожалуй, самая сильная в картине, она держит в напряжении и смотрится с интересом. Накладывает отпечаток и то, что в герое все-таки происходят внутренние изменения - он уже не просто жаждет мести за свой истребленный народ, но и способен к состраданию и милосердию, что проявляется в его жесте сохранения вражеского флота.
По идее, «Повелитель стихий» рассчитан для семейного просмотра, однако, если судить по трейлеру к ленте, у фильма могут возникнуть проблемы с позиционированием. Так, сама картина - это фентези, ориентированное на юных зрителей, а кинотеатральный ролик акцентирует в основном элементы жанра экшн, который, разумеется, имеет место, но не занимает в фильме центральную позицию. Соответственно, это может сбить с толку потенциальную аудиторию, у которой может сложиться неверное представление о картине. Не исключено, что целевая аудитория фильма сочтет его неподходящим для просмотра, и наоборот, зрители, на которых лента не рассчитана, будут привлечены эффектными сценами боев из ролика. Как результат - плохой сарафан и значительное падение на второй неделе проката (кстати говоря, именно это и наблюдается в кинопрокате США и Канады, где «Повелитель стихий» идет уже вторую неделю). Тем не менее, посмотрим на реакцию зрителей.
| |