|
Сегодня, 24 января 2011 года мы вспоминаем выдающегося отечественного кинорежиссера, педагога и теоретика Михаила Ильича Ромма.
Автор нескольких фильмов о Ленине и обладатель пяти Сталинских премий, он обрел мировую славу на закате своей карьеры в кино, сделав один из самых знаменитых документальных фильмов ХХ столетия - «Обыкновенный фашизм», картину, которая и спустя почти полвека не утратила своей художественной силы.
Михаил Ромм пришел в кинематограф в 30-е, когда на советском кинематографическом Олимпе царили Эйзенштейн, Пудовкин, Довженко. Со своими камерными, не претендующими на всенародность киноработами Ромм поначалу оставался в тени могучих коллег, писавших крупными и дерзкими мазками.
О молодом режиссере заговорили в 1936 году, после выхода на экраны его «вестерна» «13» - приключенческого рассказа об отчаянной схватке красноармейцев с басмачами в пустыне Каракум (толчок к созданию фильма был дан кремлевским куратором кинематографа Иосифом Сталиным, пожелавшим увидеть советскую версию вестерна Джона Форда «Потерянный патруль»).
Но уже в печально-знаменитом 1937 году карьера Ромма устремилась в эпицентр советского кинематографа. С его фильмов о Ленине началась так называемая эпоха «киноленианы», в которую Ромм вписал такие знаковые картины, как «Ленин в октябре» и «Ленин в 1918 году». За эти работы режиссер в 1941 году получил свою первую Сталинскую премию. Сегодня они несправедливо забыты и доживают свой век в хранилище Госфильмофонда. Их не показывают даже студентам ВГИКа. А ведь эти фильмы могли бы послужить ярчайшим примером советской пропаганды, создававшей культ личности вождя вопреки всем моральным нормам. Делал ли Михаил Ильич это кино искренне, от души, или просто добросовестно выполнял задание компартии, членом которой являлся с 1939 года, мы, увы, никогда не узнаем.
С Ленина начался и первый «заход» Ромма в документальное кино. В 1949 году он закончил работу над фильмом «Владимир Ильич Ленин» - масштабным повествованием о жизни основателя СССР, составленным из исторической кинохроники и документальной съемки революционера 1918-1922 годов. Эта работа принесла Ромму вместе с операторами картины Эдуардом Тиссэ, Александром Левицким и Евгением Славинским очередную Сталинскую премию. Здесь режиссер впервые столкнулся с неигровым материалом, обладающим иной зачастую более убедительной выразительностью.
Вернулся в документалистику Михаил Ромм лишь спустя 15 лет, сняв еще пяток игровых фильмов, которые сегодня никто уже не вспоминает. Исключением в этом ряду стала лишь картина «9 дней одного года» (1961) - лучшая и последняя игровая лента режиссера и один из знаковых фильмов «оттепели», обретший огромную популярность. Возможно потому, что в нем были показаны живые люди с их духовными и нравственными поисками.
После съемок «9 дней одного года» Ромм вместе со сценаристами и кинокритиками Майей Туровской и Юрием Ханютиным приступил к работе над фильмом-размышлением о фашизме. Поводом к созданию этой ленты стала молодежь, которая выросла после войны и считала фашизм явлением прошлого. Михаил Ильич взвалил на свои плечи нелегкий труд проанализировать весь путь немецкого фашизма от его возникновения и до сокрушительного поражения, которое, увы, не закончилось смертью фашизма как преступной идеологии. Полтора года ушли только на просмотр бесконечного трофейного архива кинохроники гитлеровской Германии. Затем съемки в Германии, Польше, Москве. Работа над структурой материала, формированием отдельных глав, связанных в одно целое. Изнурительная труд был окончен во второй половине 1965 года. Премьера состоялась 13 ноября 1965 года в Лейпциге в рамках фестиваля документальных фильмов. На протяжении двух часов немецкая публика завороженно смотрела на экран, после чего зрители стоя приветствовали кинорежиссера, приехавшего из страны, потерявшей в борьбе против фашизма 25 миллионов людей.
Картина «Обыкновенный фашизм» была показана в нескольких десятках стран мира. Критики с восторгом писали об уникальных кадрах кино- и фотохроники, обсуждали композиционное решение фильма и особенно выделяли авторский комментарий, написанный и озвученный Михаилом Роммом. А в СССР фильм постепенно лег на полку - слишком уж много напрашивалось параллелей между немецким фашизмом и советским социализмом.
После «Обыкновенного фашизма» режиссер взялся за следующую документальную картину, в которой ровесник века хотел пройтись по всей истории ХХ столетия. После кончины мастера в 1971 году фильм «И все-таки я верю...» был закончен его учениками и коллегами Германом Лавровым, Элемом Климовым и Марленом Хуциевым. В игровое кино Михаил Ромм так и не вернулся.
| |