|
Владимир Жириновский и Рамзан Кадыров не поняли друг друга. Чеченский лидер обиделся на депутата за его высказывания в программе Владимира Соловьева, где шла речь о межнациональных отношениях.
Жириновский высказал довольно жесткое мнение о кавказцах, что породило очередную волну дискуссий о межэтнических конфликтах. Со стороны чеченского руководства реакция была весьма непримиримой, хотя лидер ЛДПР позднее пояснил, что не понимает, что именно могло обидеть представителей Кавказа. С другой стороны, публичная ссора на столь высоком уровне вызвала массу обсуждений о перспективах межнационального мира. Мнения изучал корреспондент «Вестей ФМ» Николай Осипов.
Межпарламентский конфликт на межэтнической почве: член федерального парламента обидел республиканский, а именно - чеченских депутатов вместе с главой региона Рамзаном Кадыровым. Последнему не понравились высказывания Владимира Жириновского о негативной роли кавказцев в современной России. Тяга южан к переселению в центральные города, их бизнес-интересы, менталитет, как убежден политик, не нравятся русскому населению. И хотя в ответ на возмущение из Грозного Жириновской пояснил, что не хотел никого оскорблять, дискуссия о межнациональном единстве совершила очередной виток. Хороший знак, что об этом заговорили, замечают многие наблюдатели, но разговоры, даже на грани скандала, как в телеэфире с участием Жириновского, ничего не решат, комментирует заведующий кафедрой социологии международных отношений социологического факультета МГУ, лидер Международного евразийского движения Александр Дугин.
«Никакого стратегического горизонта, никаких планов, никаких проектов, никаких проблем, а проблема национальной идентичности - это глубочайшая проблема, она наскоком, путем трех-четырех совещаний с какими-то технологами, сайтами или футбольными фанатами не решается», - поясняет Дугин.
Прежней толерантностью сейчас уже не отделаешься, уверены многие эксперты. Само понятие «толерантность» у нас свелось к тому, что страна просто не замечала проблем, которые в итоге вылились в череду достаточно крупных столкновений. И многие чиновники до сих пор стесняются признавать эти столкновения межнациональной проблемой. Александр Дугин уверяет, что знает, как жить мирно, и напоминает о своей приверженности к евразийству. Он вкратце обрисовывает принципы движения, которое зародилось еще в 20-х годах прошлого века.
«Евразийство - это мировоззрение, которое, утверждая принципиальное и важнейшее значение русского народа в нашей истории, ставит своей задачей утвердить эту русскую идентичность в центре нашего общества, поддержать, развить и гармонично интегрировать другие этнические группы. Это деликатная вещь, в лоб это не решается, не решается обращением к толерантности или к гражданскому обществу. Евразийство - это методология, разработанная для России и в России. И она крайне действенна», - считает Дугин.
Считается, что сейчас евразийство переживает второе рождение, хотя только в России найдется масса других рецептов примирения наций. Писатель, публицист, главный редактор газеты «Завтра» Александр Проханов, к примеру, не впервые рассуждает об имперских особенностях России и о том, что каждой нации в этой империи должна быть отведена своя роль. Главное, чтобы каждая нация понимала важность этой роли.
«Если мы все-таки империя, то все остальные народы, которые составляют наш ансамбль, они должны быть имперообразующими народами так же, как и Россия. И они должны пользоваться такими же материальными и духовным правами, как и русские. Русские являются в этом ансамбле сильным, но вовсе не главным народом, как это было во всех империях. И это первое, что должна решить власть», - комментирует Проханов.
В философские рассуждение о межнациональном будущем вникать хотят далеко не все. Возможно, это один из факторов напряженности. Гораздо легче ввязаться в уличные протесты, к которым призывают радикально настроенные круги. Но и в философской среде, и в уличной отчетливо ощущается обида одних на других. Кадыров обвинил Жириновского в разжигании национальной вражды и обиделся на него за высказывания: «кавказцы не умеют и не хотят работать, не учатся», «они все захватили». А на сайте программы «Поединок», где аудитория обсуждала программу, пользователь под ником «Неважно» тоже выказывал обиду: «Когда поднимаются национальные вопросы русскими, то почему-то получается разжигание национальной ненависти, национализм, а вот когда точно такие же вопросы поднимаются людьми другой национальности, то сразу это активизация самосознания и борьба за свои права».
Все стороны требуют справедливости - политической, экономической, социальной - какой угодно, проблема в том, что понимание справедливости у всех разное. Глава Исламского комитета России, философ, политолог Гейдар Джемаль делает ставку на общую идею, подкрепленную социальной опорой.
«Для межнациональной солидарности может быть только социальная справедливость и большой проект, который является историческим проектом большой страны, как в советское время, но, разумеется, не возвращаясь в то время, а принимая точку отсчета и понимание масштаба. На этой базе можно решить все вопросы национальных взаимоотношений. До тех пор пока существует структура социального расслоения, в которой одни отбирают жизненные ресурсы у других, стрелки всегда будут переводиться на чужих», -отметил Гейдар Джемаль.
Здесь надо пояснить, что под «отбирающими ресурсы» вовсе не понимаются какие-то нации. Гейдар Джемаль имеет в виду людей, сколотивших себе состояние на чужом добре, которым часто выгодны национальные конфликты, чтобы прикрыться ими. Отсюда и нетерпимость одних, адресованная другим. Вот еще один пользователь на сайте телепрограммы «Поединок» оставляет замечание: «Нам не нужен ни ваш Грозный, ни ваша Махачкала, ни вы сами. Вот мы и не едем туда. А что вас так тянет в Москву?».
Но миграционный фактор стал лишь сопутствующим в этой проблеме. Генеральный директор Фонда эффективной политики Кирилл Танаев указывает на отсутствие взаимоуважения между нациями. Когда-то оно было, но когда исчезло, так никто и не заметил.
«Основой нормальной жизни людей разных народов вместе является, прежде всего, взаимное уважение. К сожалению, за последние 20 лет взаимное уважение к обычаям, традициям, каким-то национальным особенностям у нас очень сильно утратилось. И очень часто, когда мы об этом говорим, мы имеет в виду, что у разных малых народов и у народов Кавказа традиции есть, но забываем, что традиции, обычаи и свой уклад есть и у нас, у русских», - справедливо отмечает Танаев.
Межнациональная тема - одна из самых трудноразрешимых и, вместе с тем, благодатных для обсуждения. Такое количество мнений не вызывает ни один другой вопрос. Правда, слишком часто поиск рецепта мирного сосуществования теряется во взаимных упреках. И так происходит почти каждый раз. Но, как отмечают эксперты, только сейчас о межэтнических отношениях впервые заговорили не с позиции национальных меньшинств, а с учетом интересов русского большинства, да еще и на высшем политическом уровне.
Читайте также по теме:
Политики ищут путь к ядру русской нации
Национальный вопрос в России встает ребром
| |