|
Цены на бензин пустились в галоп, на автозаправках ценники меняют несколько раз в день. С начала года 80-й подорожал на 5%, а марки АИ-92 и АИ-95 - на 2%, свидетельствуют данные информационного центра «Кортес». Это - расплата за ошибки властей во время кризиса, считают опрошенные «Известиями» аналитики.
Прогнозы «Известий», высказанные в материале «Бензин дорожает с лошадиной силой» от 13 января этого года, подтверждаются: вслед за дизельным топливом, которое идет в рост с осени, устремился и бензин. Если темпы начала года сохранятся, то за год 80-й прибавит в цене 77,5%, а 92-й - 25%. Причина - в росте акцизов на топливо с 1 января. Акцизы повысили, чтобы залатать дыру в бюджете. Роста цен ждали, но не такого.
- Эффект превосходит прогнозы, - говорит Павел Строков из информационного центра «Кортес». - Думали, что производители станут гасить его за счет собственной прибыли, но никаких механизмов, побуждающих к этому, не предложили. Соответственно никто этого и не делает.
В Российском топливном союзе, в отличие от правительства, иллюзий не питали (бензин дорожает именно такими темпами, как предсказывали топливники) и, похоже, своей правоте рады.
- То, что Россия, дескать, нефтедобывающая страна и у нас бензин должен дешево стоить, - это от лукавого, - заявил «Известиям» исполнительный директор этой организации Григорий Сергиенко. - Другого источника для пополнения бюджета, кроме акцизов, нет, это самый надежный налог. А что хорошо бюджету, то хорошо всем.
Эксперты-экономисты оптимизма нефтяников не разделяют. Галопирующий рост цен на бензин спровоцирует гиперинфляцию, объясняет Игорь Николаев из компании ФБК, а та нивелирует экономический рост.
- О темпах роста ВВП в 3,5-4% можно забыть, - уверен он. - Это худший сценарий из возможных, он называется стагфляция (высокая инфляция при низком росте). Причем на этот фактор накладываются другие ограничители, например, плохой инвестиционный климат в стране. Так что на инвестиции тоже рассчитывать не приходится.
Возникает вопрос: попытается ли правительство «переиграть» собственное решение и поменять акцизную политику? Эксперты единогласно считают, что это невозможно.
- Поздно, - объясняет Николаев. - Изменения в налоговое законодательство вносятся заранее, до принятия бюджета на следующий год.
- Если Россия вступит в ВТО, от нас прямо будут требовать равенства мировых и внутренних цен на топливо, - говорит Сергиенко, напоминая, что присоединение к этой организации может случиться уже в этом году.
У правительства все же есть «карты в рукаве», оговаривается Николаев. Если бензин в самом деле подорожает на 77%, это будет уже политический вопрос.
- Станут всеми правдами и неправдами что-то делать, - прогнозирует он. - Но в лучшем случае переложат инфляционный шок на 2012 год.
Николаев считает, что сегодня мы платим за неготовность властей к финансовому кризису 2008 года.
- Мы расплачиваемся за популизм во время кризиса, - формулирует он. - За социальные обязательства, которые тогда «нахватали», и за ту лихость, с какой «проели» стабилизационные деньги. Стабфонд в самом деле потратили бездарно, нарастили расходы, а теперь инфляция добивает экономику, которая только-только поднимает голову. Это замкнутый круг.
| |