|
За экстремистские надписи на заборах и прочих поверхностях будут в ответе их владельцы. Их наряду с авторами написанного нужно штрафовать. Такой законопроект внесен на рассмотрение в Государственную Думу.
Поможет ли это в борьбе с экстремизмом? Справедливо ли возлагать ответственность и на собственников заборов? Какие планируются штрафы, разбиралась корреспондент «Вести ФМ» Вероника Борисенкова.
За надписи экстремистского характера на стенах зданий, заборах, прочих сооружениях и на транспорте нужно штрафовать не только их авторов, но и собственников исписанных поверхностей. С таким предложением выступает член Думского комитета по международным делам Иван Саввиди. Он считает, что такая инициатива устранит пробел в законе о противодействии экстремизму.
Так, с одной стороны, этот закон запрещает любую нацистскую пропаганду, но, с другой, граффити и надписи на заборах и стенах не упоминаются, как потенциально экстремистские материалы, к тому же, нет эффективных мер по пресечению их появления, отмечает депутат.
Саввиде: Я увидел определенный вакуум, пустоту в законодательстве. Я посчитал, что вполне было бы логично заполнить эту ячейку, так как я убежден, что полумерами бороться с экстремизмом не годиться. Здесь нужно бороться на всех фронтах и формировать определенную культуру. Ведь мы видим, что экстремизм становится чуть ли не нормой жизни. Поэтому такая пассивная форма активизации экстремистских лозунгов как надписи на заборах, домах, машинах должны быть отмечены в административном кодексе.
По мнению автора законопроекта, чтобы защитить граждан от ежедневного лицезрения лозунгов экстремистского характера, нужно расширить степень ответственности. Так, депутат Саввиди считает нужным не только установить штраф от 500 до 3000 рублей для авторов надписей (если их удастся поймать), но и ввести штрафы для собственников зданий, заборов, объектов общественного транспорта, если они не примут мер по устранению призывных граффити. Денежное наказание для этой категории - от 500 до 1000 рублей. Какой срок будет дан хозяевам измаранных поверхностей на замазывание, кто будет следить за появлением надписей и решать, относится ли они к экстремистским - пока не ясно. Как, впрочем, непонятно, будут ли даны некие определения экстремистских лозунгов в законе. Иван Саввиди отмечает, что прописать их буквально не получится, но приводит наиболее характерные примеры.
Саввиде:Ну, понятно, что прописать в законе, к сожалению, буквально по деталям не получится. Предположим: бей жидов, Россия для русских, гоняй чурок. Ну, или нацистская свастика. Это ж понятные вещи.
Между тем, эксперты пока скептически относятся к подобной инициативе. Так, член общественной палаты РФ Ольга Костина вообще считает ее политическим анекдотом.
Костина: на мой взгляд, это, конечно, анекдотическая инициатива. Потому что бороться надо не со следствием, а с причиной. Это говорит о том, что видимо в разгар предвыборной кампании, которая предшествует думским выборам, популистские методы доходят до абсурда. Конечно, надо говорить об усилении ответственности людей, которые причастны к масштабным информационным акциям, в том числе к акциям в Интернет - это имеет гораздо больший охват, чем заборы. И на фоне того, что происходить в сети говорить о заборах, ну это.... Не хотелось бы говорить резких вещей.... Ну, будем считать это анекдотом политическим.
Примерно такого же мнения придерживается и директор Центра по изучению ксенофобии и экстремизма Института социологии РАН Эмиль Паин. Он считает, что рассматривать всерьез подобные инициативы - это способ уйти от проблемы.
Паин: такие методы борьбы как отыскивать тех, кто пишет, а уж тем более штрафовать тех несчастных, которые и так пострадали от того, что их собственность изуродовали, - это способ уйти от проблемы, заменить ее мелочевкой, пустяковиной. Проблема не в самих надписях, а в том, что велико количество людей, которые хотят эти надписи делать. За 20 лет у нас не было такого серьезного уровня межэтнического противостояния как сегодня, и нужны очень серьезные стратегические меры.
Между тем, сам автор законопроекта признает, что его инициатива пока сырая и требует тщательного рассмотрения и дополнения. Все за и против будут обсуждаться в ходе первого чтения. Однако, когда оно состоится, депутат сообщить пока не смог.
| |