|
25 января во французском городе Сен-Назар между Москвой и Парижем будет подписано соглашение о начале строительства вертолетоносцев «Мистраль». Через 36 месяцев после этого первый корабль будет передан заказчику. Российские судостроители ожидают, что вместе с «Мистралем» к нам придут и новые технологии военного судостроения.
Появление подобного корабля в составе ВМФ России можно считать знаковым событием. Вертолетоносцы типа «Мистраль» позиционируется как корабли «стратегической проекции силы». Не имея собственного вооружения, они должны доставить в район боевых действий большое количество военнослужащих, военной техники, обеспечить их высадку с помощью десантных катеров и вертолетов, а параллельно координировать операцию за счет мощных средств разведки и боевого управления. В отсутствие собственных зарубежных военно-морских баз для нашего флота это становится неоценимым. Ожидается, что Россия приобретет у Франции два корабля и еще два построит на своих верфях.
- Появление кораблей типа «Мистраль» в нашем флоте говорит об изменении принципов его применения, - считает профессор Академии военных наук Вадим Козюлин. - Вместо локальных задач по охране территориальных вод, характерных для 90-х годов прошлого века, наш флот возвращается в Мировой океан. Перед ним ставятся стратегические цели. Об этом говорит и закладка целой серии эскортных кораблей классов «корвет» и «фрегат», способных действовать в океанской зоне.
Действительно, российский Военно-морской флот переживает сегодня период подъема. В последние годы у руководства страны не только изменились взгляды относительно места флота в системе обеспечения безопасности, но и нашлись деньги на строительство новых кораблей. По советским меркам, текущие объемы строительства, мягко говоря, скромные. Однако отечественные предприятия сейчас строят новые корабли практически во всех классах. Так, в последнее время флот получил корвет проекта 20380 типа «Стерегущий». Еще пять кораблей этого проекта находятся в разной стадии постройки. Строится новый фрегат проекта 22350 типа «Адмирал Горшков». Не так давно был заложен второй корабль этой серии «Адмирал Касатонов». В перспективе флоту должны передать 20 таких кораблей. Кроме них для флота было построено несколько десятков кораблей других классов - от «сторожевиков», кораблей связи, буксиров и тральщиков до экспериментальных подводных лодок Б-90 «Саров».
Что касается атомных подводных лодок, то в Северодвинске уже начала ходовые испытания стратегическая АПЛ проекта 955 типа «Борей». На стапелях еще три корабля этого класса. Строятся две многоцелевые ударные АПЛ проекта 885 типа «Ясень». Этот корабль заменит собой сразу несколько классов имеющихся на вооружении подводного флота субмарин. Как говорят специалисты, его появление станет настоящей революцией в подводном судостроении. Российские АПЛ третьего поколения проекта 971 типа «Акула» практически неразличимы в океанских глубинах. «Ясень» же своей бесшумностью превосходит новейшую американскую АПЛ «Си Вульф». К тому же, в отличие от нее, будет более функционален - благодаря имеющемуся вооружению (несколько типов крылатых ракет и торпед) сможет решать более широкий спектр задач в море. Он может с одинаковой легкостью охотиться за авианосцами противника и наносить массированные ракетные удары по целям на побережье.
Единственное, что пока строить не предполагается, - это авианосцы. По словам военных, готовится только проект будущего корабля. Сначала его должны представить специальной комиссии на изучение, а после этого начнется и само строительство корабля. Но произойдет это не ранее 2020 года. Во всяком случае, в новой программе вооружений до этой даты об авианосцах ничего не говорится.
Забытое судостроение
После распада СССР самые мощные судостроительные заводы остались на Украине (заводы «Океан» в Николаеве и «Залив» в Керчи).
К тому же в России большинство крупных верфей «заточено» под военное строительство. Основные из них - это расположенные в Петербурге «Адмиралтейские верфи», «Северная верфь» и «Балтийский завод», а также калининградский судостроительный завод «Янтарь» и северодвинское ПО «Севмаш». Проблема в том, что возможности наших верфей позволяют строить суда водоизмещением в 90 тысяч тонн максимум. В то время как в мире основу торгового флота давно составляют танкеры и контейнеровозы класса «суэцмакс» (150 тысяч тонн) и «афрамакс» (110 тысяч тонн).
| |