|
Сегодня исполняется 95 лет со дня рождения Павла Кадочникова. Кадочников обладал уникальным даром перевоплощения. Лучшую характеристику актеру дал Сергей Эйзенштейн. На фотографии, подаренной молодому Кадочникову, великий режиссёр написал: «Дорогому Оборотню Павлу, с необыкновенной легкостью проходящему километры извилистых путей».
Юткевич и Эйзенштейн, Барнет, Михалков и Кончаловский - Павел Кадочников всю жизнь снимался у лучших. Кого только не сыграл: в его послужном списке и пролетарский писатель Максим Горький и герой Маресьев, и тут же - царь Берендей из «Снегурочки», мотогонщик Федор Ермолаев в «Укротительнице тигров» и профессор Огурцов в «Блондинке за углом».
«Когда мы в подготовительный период с ним пришли на футбол - посмотреть футбол просто, на стадион - на трибунах люди, увидев его, встали, - вспоминает режиссер Валерий Усков. - Вот была какая популярность после его фильмов, прекрасных актерских работ. Он был действительно герой, советский герой».
Уже в 20 лет Кадочников стал ведущим актером Ленинградского ТЮЗа. На один из спектаклей пришел режиссер Сергей Юткевич. И Кадочников стал сниматься в кино. Это был фильм «Человек с ружьем». С него все началось.
«Я считаю, что наиболее удачные довоенные роли, - говорит режиссер Геннадий Полока. - Это исполнение Горького в фильме "Свердлов" - "Яков Свердлов" режиссера Юткевича. И там же он играл параллельно роль простого такого рабочего парня с очень элементарным гримом».
На передовую Кадочникова не пустили. Его фронтом стала съемочная площадка фильма братьев Васильевых «Оборона Царицына». Актера заметил Сергей Эйзенштейн и пригласил его сняться в фильме «Иван Грозный» в роли наивного и простодушного Владимира Старицкого.
«Вы болван, Штюбинг!» - любимое выражение мальчишек послевоенного времени - пошло от Кадочникова. Так говорил его герой - майор Федотов из фильма «Подвиг разведчика». Через год после выхода этой картины Кадочникову предложили сыграть Алексея Маресьева в «Повести о настоящем человеке». Параллельно на эту роль пробовали и Сергея Бондарчука . Решить, кто будет играть героя, должен был сам товарищ Сталин.
«Такая сцена была на пробах: когда герой стучал по протезным ногам - разве это не ноги? И вот два человека это сделали. Это сделал Бондарчук: с огромной глубиной, трагедией, тяжестью и драмой. И очень легко и весело это сделал Кадочников», - вспоминает Валерий Усков.
Во время хрущевской «оттепели» в советском кино была эпоха неореализма. На экранах страны масштабным личностям больше не место - их заменили простые рабочие, служащие - такие, как большинство зрителей. Кадочникова все реже приглашали сниматься.
В 70-е новый виток популярности Павлу Кадочникову принесла «Неоконченная пьеса для механического пианино» Никиты Михалкова . Потом они вместе снялись у Андрея Кончаловского в «Сибириаде». Призы крупных международных фестивалей, казалось, вот оно - абсолютное счастье. Но одного за другим Павел Кадочников потерял в те годы двух сыновей.
«Младший - трагический погиб. Он был телевизионным ведущим в Питере. И старший, который был артистом. И они остались с женой одни», - рассказывает Геннадий Полока.
Единственным спасением стала для артиста работа. В 80-е Кадочников не только очень много снимался - он поставил фильм «Серебряные струны». Александр Галибин работал с Кадочниковым-режиссером в этой картине.
«Это была мечта Павла Петровича, которую он осуществил - снять картину о нашем выдающемся балалаечнике Андрееве, от которого началась целая эпоха русских музыкальных инструментов, оркестр знаменитый», - рассказывает ныне художественный руководитель Московского драматического театра им. К.С. Станиславского.
Вскоре после завершения этой работы, 2 мая 1988 года, Павла Кадочникова не стало.
| |