|
В Москве открывается масштабная фотовыставка, посвященная 80-летию первого президента СССР - Михаила Горбачева. На выставке в «Манеже» представлены более трехсот уникальных фотографий. Одной из первых выставку посмотрела обозреватель «Вестей ФМ» Анна Кочарова.
Михаил Горбачев - в школьном спектакле «Снегурочка», выпускник университета, жених, накануне свадьбы с Раисой Максимовной. Снятый в полупрофиль, в шляпе, он вполне на этом фото может составить конкуренцию любому актеру тех лет. Всего более 300 снимков, начиная с детства и заканчивая последними фотографиями, уже после отставки, после событий 1991 года и исторического спуска с трапа самолета, прилетевшего с Фороса. Дочь Горбачева Ирина рассказывает, что для нее все эти снимки - не просто воспоминания, а прожитые и прочувствованные эпизоды жизни. Уместить все в одной экспозиции было сложно. С главой Московского Дома Фотографии Ольгой Свибловой спорили до последнего, рассказывает Ирина.
Ирина Горбачева: Ольга Львовна тянет и говорит - эта фотография ерунда, не представляет ценности. А я висну на раме. У меня свой взгляд, каждый снимок - это жизнь.
Сам Михаил Сергеевич в отборе фотографий не участвовал. Только уже на выставке с интересом смотрел и конечно вспоминал.
Михаил Горбачев: Это чувства, родственные воспоминаниям. Ценность каждого фото в том, что это факт.
На родине любили подтрунивать над его южным выговором, обсуждали наряды его жены - Раисы Максимовны. А для Запада он был первым советским лидером с человеческим лицом, и они вместе - первой настоящей парой в череде советских генсеков. Горбачев смотрит на свои фотографии уже после отставки. Несколько снимков крупным планом: указательный палец вверх, потом сжатый кулак, потом два кулака и последний снимок - разводит руками. Михаил Сергеевич окидывает снимки взглядом и начинает даже говорить о себе в третьем лице
Михаил Горбачев: Это типичный Горбачев, со всеми его жестами. Я человек эмоциональный, всегда слово сопровождается жестом.
Он признается, что вообще любит живые и естественные фотографии. Рассказывает историю о том, как однажды на его портрете заретушировали родимое пятно.
Михаил Горбачев: Я же получил ТАССовский портрет - красавец такой, улыбающийся, все заретушировано. Я не люблю такие фотографии!
Камеры фотокорреспондентов, да и просто неизвестных свидетелей исторических событий тех лет запечатлели встречи с Рейганом и Тэтчер, переговоры в Рейкьявике. В то же время на родине - митинги, сносы памятников. Фотограф и журналист Юрий Рост снимал в горячих точках горбачевской эпохи. Это - еще одна часть выставки в «Манеже».
Юрий Рост: Мы без конца строим светлое будущее, а его не бывает. Время Горбачева - это время надежды, а не строительства будущего. Тогда была надежда, что мы будем жить по-человечески.
Последний зал выставки - эпоха Горбачева в искусстве. Мода на СССР - наверное главный тренд того времени. Жанна Агузарова с серпом и молотом, задумчивый Цой, чья песня «Перемен» звучит фоном на выставке. Ольга Свиблова ведет Горбачева по этому залу и рассказывает о художественных тенденциях того времени, даже о съемках для журнала Playboy на фоне советской символики.
Ольга Свиблова: Наши красавицы для журнала Playboy на фоне уходящей эпохи.
Удивительно наблюдать за Горбачевым. Он внимательно слушает, словно наблюдая за событиями тех лет теперь со стороны. И когда с ним начинают говорить о политике, он охотно отвечает и спрашивает: а для чего же иначе мы все это начинали?
| |