|
Цены на сталь в России способны вырасти в текущем году, максимум, на 35%, допускают аналитики.
Но более реалистичным, по их определению, представляется рост в пределах 5-20%. При этом, хотя в 2011 году также предполагается повышение объемов производства стали, на докризисные параметры отечественные производители сумеют выйти не раньше 2012-го.
Таким образом, в российском экспертном сообществе не нашел особой поддержки изложенный в понедельник британским изданием The Financial Times сценарий «стального бума-2011» с рекордным ценовым взлетом на 66% или до 970 долларов за тонну стали, в частности, вследствие предполагаемого повышения цен на сырье, улучшения самочувствия мировых экономик и желания сталепроизводителей нарастить прибыль на общем посткризисном фоне.
Правда, более умеренным прогнозом респондентов The Financial Times предусматривалось итоговое увеличение цен, примерно, на треть. При этом, по оценке аналитика швейцарского инвестиционного банка Credit Suisse Майкла Шилакера, в 2011-м сталь может подорожать на 41%. А руководители индийских компаний-сталепроизводителей - Tata Steel, Essar и JSW - предположили, что цены на сталь в текущем году увеличатся на 25%.
Подобный разброс в оценках, заметил Вестям.Ru аналитик ИК «Атон» Динур Галифанов, только подтверждает тот факт, что, на самом деле, такого понятия, как единая среднемировая цена на сталь, не существует. В различных регионах соответствующая ценовая динамика очень разнится. Скажем, в Европе, чьи ведущие сталелитейные компании не имеют необходимой сырьевой базы, и экономика которой восстанавливается достаточно медленно, складывается одна ситуация, и совсем другая - в бурно растущих азиатских странах, вроде Индии, уточнил Галифанов. И в течение одного годового периода, продолжил он, ценовые тенденции могут быть разнонаправленными. Вполне вероятно, что в 2011-м также повторится развитие событий по прошлогоднему образцу. Тогда, обеспокоенные наблюдавшимся с начала года удорожанием сырья, потребители стали активно закупать сталь «про запас». Но поскольку этот скачок спроса не был поддержан соответствующим повышением потребностей реальной экономики, далее, в третьем квартале произошел отскок цен, примерно, на 7% в России и на 10-12% - в мире. Сходное, хотя и несколько меньшее (благодаря более динамичному экономическому росту), ценовое снижение в дальнейшем может быть зафиксировано и в этом году, констатировал аналитик ИК «Атон». В итоге, по его подсчетам, цены на сталь в России могут вырасти на 16-20%. Хотя пока нельзя исключить возможности большего их увеличения, но не более, чем на 30-35% (в прошлом году внутренние цены на сталь повысились на 30%, а экспортные - на 35%). Также в текущем году прогнозируется рост производства стали, примерно, до 70 миллионов тонн. В 2010-м было произведено около 67 миллионов тонн, тогда как в докризисном 2007-м - 72,3 миллиона, напомнил Галифанов.
Докризисного уровня производства стали в России удастся достигнуть в 2012 году, предположил аналитик ФК «Уралсиб» Дмитрий Смолин. А в нынешнем, по его прикидкам, отечественные компании увеличат производство стали на 10% - при 5-процентном повышении общемирового производства. Как отметил Смолин в комментарии для Вестей.Ru, на сегодня мощности мировых сталепроизводителей, в целом, загружены на 75%, то есть, порядка 350 миллионов тонн потенциально «недовыпускается». И в этих условиях производители, вряд ли, пойдут на значительное повышение цен, чреватое снижением спроса, подчеркнул аналитик ФК «Уралсиб». Более реалистичным он счел подъем ценовой планки до 15% - при увеличении цен на сырье на 26%. Из этого соотношения, к слову, напрашивается еще один вывод: текущий год окажется более удачным для компаний, интегрированных с сырьедобывающим сектором (что относится и к российским сталепроизводителям), прочие же (в том числе, многие американские и европейские компании) будут чувствовать себя менее комфортно.
Специфика российского рынка также обусловлена тем, что внутренние цены на сырье здесь ниже внешних, сообщил Вестям.Ru аналитик ИК «Брокеркредитсервис» Олег Петропавловский. Так, привел он пример, в Китае цены на железную руду, с вычетом фрахта, сегодня составляют 174 доллара за тонну, а в России - 110 долларов. И на коксующийся уголь, соответственно, 252 и 150 долларов. Тогда как внутрироссийские цены на сталелитейную продукцию созвучны мировым. И как ожидается, в 2011 году железная руда в России подорожает, примерно, на 10% и на 12% - коксующийся уголь. Более ощутимому же повышению цен на сырье также, очевидно, постарается воспрепятствовать ФАС. А потому обозначенная The Financial Times «сырьевая» составляющая нового скачка цен на сталь здесь не будет столь актуальной. К тому же, в условиях выхода на полную загрузку мощностей автопредприятий и заторможенного восстановления строительного комплекса, в текущем году не стоит рассчитывать и на резкое повышение спроса. В результате, в целом, по году цены на отечественную сталь могут вырасти примерно на 5%, а ее производство - на 3%, превысив при этом показатель 2008-го в 68,5 миллиона тонн. Хотя, если бы в четвертом квартале 2008 года были сохранены темпы роста первых трех кварталов, то тогда его итоговый объем составил бы порядка 75,8 миллиона тонн, который пока недостижим, резюмировал аналитик ИК «Брокеркредитсервис».
Что же касается упомянутого рекордного прогноза The Financial Times, то, возможно, согласился эксперт, что его запустили с тем, чтобы протестировать рынок. И определенный отклик сразу последовал. Уже на следующий день выше упомянутый инвестбанк Credit Suisse (представитель которого спрогнозировал 41-процентное повышение цен на сталь) произвел переоценку акций ряда компаний сталелитейного сектора и, в частности, повысил прогнозную стоимость GDR «Евраза» (с 45 до 50 долларов), GDR ММК (с 17 до 18,2 долларов), GDR НЛМК (с 28 до 47 долларов), GDR «Северстали» (с 20 до 25 долларов) и ADR «Мечела» (с 30 до 40 долларов), сохранив рекомендацию «покупать».
| |