|
Мораторий на оплату наличными в интернет-магазинах может стать одной из действенных мер борьбы с недобросовестными сетевыми продавцами, считают игроки рынка. Защитники прав потребителей поддерживают инициативу, но указывают, что для начала нужно повысить доверие людей к банковским картам. Например, заставить банки возвращать держателям карт деньги, украденные мошенниками.
На российском рынке интернет-торговли практически отсутствует контроль за соблюдением законодательства, в том числе и закона о защите прав потребителей. К такому выводу пришли участники состоявшегося 25 января круглого стола Комитета по развитию потребрынка Торгово-промышленной палаты РФ, посвященного рынку удаленной торговли в России.
Многие игроки этого рынка злоупотребляют использованием «серых» схем, что подрывает доверие покупателей, ведь «серый» товар не обслуживается по гарантии и часто не соответствует стандартам качества и безопасности, отметил председатель комитета ТПП по развитию потребрынка Александр Борисов.
Что такое удаленная торговля
К удаленной торговле, кроме онлайн-коммерции, относят дистанционную торговлю (через каталоги, телефон, телевидение), прямые продажи и торговлю с использованием автоматов. Крупнейшая доля рынка приходится на интернет-торговлю.
Безнал победит
Одной из наиболее действенных мер борьбы с недобросовестными игроками рынка может стать мораторий на оплату наличными в интернет-магазинах. Об этом на круглом столе заявил президент Российской ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК) Александр Онищук.
В США и ряде стран Европы такого рода мораторий уже практикуется. Онищук уверен, что в России он тоже будет принят, правда, лишь через 3-5 лет. «Рано или поздно российский рынок к этому неизбежно придет»,- пояснил GZT.RU глава ассоциации.
По его мнению, в отказе от «нала» кроются преимущества для потребителя: снижение цены и рост качества услуг. «Доставка будет обходиться покупателю гораздо дешевле,- уверен он.- Ему не придется косвенно оплачивать услуги инкассатора». Кроме того, управление товарами и налоговая отчетность для продавца станут проще, что также удешевит бизнес. В результате магазины смогут либо снижать розничные цены, либо повышать эффективность своей работы, ожидает Онищук: будет оптимизироваться работа сайтов, станет быстрее курьерская доставка, увеличится ассортимент.
«Кроме того, благодаря переходу на исключительно безналичный расчет с покупателем, интернет-магазины сэкономят на операциях по оприходованию наличности, а также обезопасят своих курьеров, которых сегодня частенько грабят,- отмечает глава РАТЭК.- Уйдет весь "серый" и "черный" сегмент, мы избавимся от нелегальных участников и у нас станет полностью прозрачной вся финансовая деятельность интернет-магазинов».
Не хватает законов против кибермошенничества
Защитники прав потребителей поддерживают инициативу. «Меру нужно вводить в течение 3-5 лет,- соглашается председатель правления Конфедерации прав потребителей Дмитрий Янин.- Это действительно барьер для недобросовестных участников». Впрочем, до того, как она будет введена, необходимо принять закон, по которому держатели карт будут защищены от кибермошенничества, отмечает Янин. Он напоминает, что в Евросоюзе и США банки обязаны возместить пострадавшему украденное мошенниками, если не докажут, что тот является соучастником. «Это страхует людей от мошенничества и позволяет им не волноваться при оплате услуг "онлайн",- говорит Янин.- Но в России до сих пор отсутствует законодательство, которое заставляет банки возвращать украденное. Пока его нет, расплачиваться картой в интернете рискованно, за исключением разве что авиакомпаний, гостиниц и крупных интернет-магазинов».
Ввести мораторий пока мешает недостаточная защита средств на электронных счетах, соглашается Онищук. «Проникновение карт неглубокое, доверие к ним- нулевое, и банки у нас хуже защищают транзакции, чем в Европе и Америке,- сетует эксперт.- Карты используются, как правило, зарплатные, и люди полностью снимают с них деньги в день зарплаты».
Выбор за покупателем
Не стоит опасаться, что покупателя ограничат в выборе формы оплаты, считает Дмитрий Янин. «У потребителя есть альтернатива: он может пойти в обычный магазин и покупать там»,- говорит эксперт. Не будет проблем и с возвратом товара, если брать пример у стран, где этот механизм отработан. К примеру, в Великобритании банк несет такую же ответственность, как магазин, если покупателю доставлен некачественный товар. «Если вам привезли неработающий телевизор, в Англии можно предъявить претензию и банку, и продавцу,- говорит Янин.- Кроме того, можно оспорить сделку, заявив, что доставленный товар не соответствует оговоренным условиям. В этом случае банк отзовет платеж и спишет деньги со счета интернет-магазина».
Где «кэш», там уход от налогов
Впрочем, у предложенной меры есть и противники. «Решить проблему "серой" и "черной" торговли таким образом не получится,- уверен председатель Национальной ассоциации дистанционной торговли Александр Иванов.- Маленькие компании не смогут организовать прием платежей карточками. А значит, это будет означать борьбу против маленьких компаний, которые продают товар объективно дешевле». Крупные компании в итоге получат неоправданные преимущества, опасается Иванов.
«Наладить систему интернет-платежей сегодня вполне доступно малому и среднему бизнесу,- возражает Дмитрий Янин.- По сути, уйдут не малые игроки рынка, а те, кто не платит налоги. Потому что "кэш" в большинстве случаев- это признак ухода от налогов».
| |