|
Крупнейшее частное собрание произведений православного искусства выставлено на обозрение в Музее русской иконы. На выставке представлены 4 тысячи памятников древнерусского и восточно-христианского искусства.
Нигде нет таких уникальных экспонатов, как чудом уцелевший резной иконостас XVII века. В 50-е годы прошлого века он был вывезен из Северной Греции в Германию одним профессором филологии. Иконостас он использовал как библиотеку, вместо икон в проемах были книжные полки.
На выставке находим уникальный цикл псковского письма. В свое время наличие в коллекции хотя бы одной псковской иконы делало ее бесценной. Вот, например, Одигитрия царского иконописца и графика Симона Ушакова. Считается, что именно он, введя в XVII веке объемную светопись, совершил переворот в иконописании. Профессора, которые успели побывать в музее, говорят, что чуть ли не по каждой иконе можно писать диссертацию.
«Если в Третьяковской галерее мы видим исключительные, абсолютные вершины, шедевры, то здесь видим, как образуются большие реки, как ручейки, источники, сливаясь, образуют это грандиозное явление, которое называется русской национальной художественной культурой», - рассказывает Лев Лифшиц, заведующий отделом древнерусского искусства Государственного института искусствознания.
На выставке представлены несколько тысяч икон, начиная с XIV и заканчивая XX веком. Сегодня, рассказывает доктор искусствоведения Герольд Вздорнов, встретить уникальные древние иконы гораздо сложнее, чем в конце 80-х годов, когда из экспедиций по Русскому Северу их привозили в Москву грузовиками.
«Думаю, не все уничтожено в огне пожара, не все погибло, где-то еще что-то есть, и, конечно, каждый коллекционер всегда думает, что мы еще найдем немало шедевров», - говорит Герольд Вздорнов, член-корреспондент Российской академии наук.
Сотрудник Третьяковской галереи Наталья Шередега шедевры обнаружила там, где их, казалось бы, и быть не может. Это рядовые, в общем-то, иконы XIX века. Но они подобраны по необычному принципу - святые Зосима и Савватий Соловецкие изображены на фоне тех монастырей, которые основали. По тому, как в разные века изображали монастырь, можно изучать историю древнерусской архитектуры.
Здесь принцип такой: не музей находит иконы, а сами иконы находят музей. На открытие обещают привезти икону Божией Матери, которая за час до пожара в реставрационных мастерских Грабаря (он произошел прошлым летом) была вынесена сотрудником. Образ сравним по уникальности с иконами Казанской и Владимирской Божией Матери.
| |