|
Поздним вечером в воскресенье завершилось десятое по счету «Нашествие». В этом году фестивалю с неизменным составом исполнителей удалось привлечь рекордное количество зрителей, отдохнувших телом и духом.
Происходившее на «Нашествии» вполне отвечает теории карнавала Михаила Бахтина, где важна не столько музыка, сколько то, что под нее происходит.
Зрители, приезжающие на фестиваль со всей России, заключают с организаторами своего рода договор, по которому первым за 1,5 тыс. рублей минимум предоставляется возможность в течение нескольких дней абсолютно законно совершать, так скажем, асоциальные поступки. Музыка же тут играет роль фона или скорее опознавательного знака- повод для знакомств, разговоров, братания.
Единение хорошо ощущалось еще на подъезде к полям Завидово. Из окон автомобилей за несколько километров до стоянки появлялись флаги с самым разными содержанием (от российского триколора до символики любимой группы). Те же, кто ехал железной дорогой, перезнакомились, звеня бутылками, еще в поезде.
Трехлийненый кордон
Чтобы попасть на саму территорию фестиваля, требовалось пройти три кордона. С каждым днем досмотр становился все жестче: отнимали все жидкости, консервы, стеклотару, аэрозоли, начатые сигареты и, понятное дело, колющее с режущем, включая маникюрные ножницы с пилочками и пишущими ручками.
Провизию с довольно ощутимой наценкой предлагалось купить на территории фестиваля, что служило способом окупить $5-миллионный оупен-эйр плюс контролировать степень алкоголизации зрителей. Что же касается цен, то это проблема не первого года, но факт остается фактом- питьевая вода без газа тут продается от 100 рублей и выше. Но нынешняя жара, продержавшаяся все три дня, вынуждала не только покупать упаковки с бутылками, но и пить воду из подведенного водопровода, заодно принимая душ в раковинах. Из-за этого были случаи простуды и отравления.
Карнавальной атмосфере это мешало едва ли. Люди разукрашивали себе лица, украшали пивными банками головные уборы, шлепали наклейки прямо на голые тела, пели песни в репродукторы, некоторые просто валялись в грязи. Абсолютная лояльность к отсутствию чувства меры- одна из самых распространенных причин, из-за которых люди едут на «Нашествие». При этом публика, несмотря на маленькие безумства, вела себя крайне дружелюбно- с людьми можно было запросто познакомиться как за обеденными стояками, так и проснувшись возле кого-то на траве.
Тут вообще сутки напролет люди стояли на ушах и ходили на бровях: горланили песни, напивались до чертиков (на вчерашней пресс-конференции организаторы признали, что один зритель так в себя и не пришел), засыпая под трибунами- и все это вовсе не считалось зазорным. Даже на горы мусора, из-за которого в последний день порой невозможно было увидеть землю, мало кто обращал внимание.
Позитив и альтернатива
Все это сопровождалось несмолкаемой музыкой, покрывавшей каждый метр завидовских полей. Перерыв делался только где-то с 3 ночи и до 11 утра, но это время охотно заполняли песенники-энтузиасты. По всему полю были распределены три сцены- «Главная», «Альтернативная» и «Позитивная». Первая собирала самую значительную часть зрителей, здесь играли те самые незаменимые кадры российской рок-цеха.
«Альтернативная сцена» собрала под своей крышей музыкантов пожестче- «Эпидемия», Jane Air, Mordor... «Позитивная сцена» была наиболее прогрессивной в плане межжанровой музыки. На ней выступала уже хорошо забытая группа «Николай Коперник», «Мегаполис», презентовавшая в мае свой последний первый альбом после почти 15-летнего перерыва, и «Кассиопея»- авангардная группа, участвовавшая, в частности, в премии «Степной волк» Артемия Троицкого.
Под присмотром врачей
«Главная сцена», начинавшая работать позднее остальных (с 12:00), радовала зрителей той самой колодой карт русского рока, которую организаторы «Нашествия» тасуют раз от раза. В первый день выступали «Король и шут», «Океан Эльзи» и «Чайф» . Все группы на радость собравшимся отыграли свои хиты, что, конечно, больше всего относится к «Чайфу», который за два часа, кажется, исполнил все то, благодаря чему стал народной группой России.
По хитам пробежались и остальные исполнители главной сцены- «Алиса», «Чиж и Со», «Ария», «Танцы минус», «Сплин», «Мумий Тролль» , «ДДТ», «Серьга», «Машина времени», «Ночные снайперы» и многие-многие другие, кого так ревностно пестует все время своего существования «Наше радио». Ради этого организаторы даже уговорили «Агату Кристи» дать второй последний концерт в своей карьере- кстати, одно из лучших выступлений фестиваля этого года.
Музыкальные сеты, практически полностью состоявшие из хитов,- характерная примета «Нашествия», поскольку отдыхать телом и духом, подпевая песням, слова которых на удивление знает даже человек, далекий от рок-музыки, гораздо приятнее, чем пытаться вслушаться во что-то новое.
Эта особенность- как раз то, что можно было бы назвать лицом этого фестиваля. Называемые «народными хитами» песни здесь превращаются в шумный фон, под который, забыв обо всем, можно под присмотром врачей и МЧС покричать, попрыгать в толпе и побрататься с российскими регионами.
«Нашествие» преумножается
Всего на трех сценах, разбитых на 120-гектарном поле в Большом Завидово, с 9 по 11 июля отыграли порядка 130 групп. Но подводя итоги вечером в воскресенье, организаторы в первую очередь говорили на околомузыкальные темы, отчего-то не упомянув про музыкантов. Сказать что-то новое о выступавших на главной сцене действительно сложно, поскольку из года в год состав практически не меняется, а лишь перетасовывается.
Тем не менее поклонники фестиваля год от года прибавляют в количестве. В этом году «Нашествие» посетило порядка 130 тыс. человек, что стало абсолютным рекордом для фестиваля. В связи с этим фестиваль будет расти дальше и раздастся в следующем году на все 200 гектар. Остается только надеяться, что число тех, кто с фестиваля не вернулся, не будет расти вместе с площадью «Нашествия».
| |