|
Эксперты уверены: в ближайшее время китайская экономика покажет небывалый рост. Смогут ли рядовые инвесторы на этом заработать?
Накануне участники международного экономического форума в Давосе услышали прогноз экономического роста крупнейших государств в 2011-м году. Эксперты компании PricewaterhouseCoopers (PwC), предоставившие данные, уверены: в ближайшие 12 месяцев мир увидит, как экономика «восстанет из пепла», и наибольший рост покажут США, Бразилия, Индия, Германия и, что отрадно, Россия.
Однако на первом месте по перспективам оказался Китай. Как показал опрос руководителей крупнейших международных компаний, 39% бизнесменов ожидают от этой страны всплеска экономической активности, а следовательно, именно туда они советуют инвестировать свои средства. В общем же, ставку на Азию делают 90% топ-менеджеров из разных уголков света; ещё 84% полагаются на Латинскую Америку, 75% - на Африку и 70% ждут хороших новостей из Восточной Европы.
- Темпы роста быстроразвивающихся стран, например, Китая и Индии, намного опережают темпы роста развитых стран, а перестановка сил в глобальной экономике усложняет принятие многих решений, - прокомментировал исследование президент международной сети фирм PwC Деннис М. Нелли. - Выиграют те компании, которые используют диверсифицированные модели роста в развитых и быстроразвивающихся странах.
Больше всего, считают эксперты, поднимутся те экономики, которые переориентируются на выпуск новой продукции и выход на новые рынки. Что касается Китая, здесь дополнительным стимулом может стать валютная политика правительства, направленная на активную либерализацию курса юаня.
- Официальные лица в Китае открыто заявляют, что страна в течение ближайших 5 лет будет продвигать конвертируемость валюты, - подтверждает президент Oxenuk Management LLC Федор Санников.
По его словам, торги китайским юанем начались на бирже ММВБ в России уже 15 декабря прошлого года, а в январе 2011-го Банк Китая начал прямую продажу юаней в США.
- С началом организации международной торговли юанем мы видим реализацию грамотной внешней и внутренней стратегии Китая, - продолжает Санников, - с одной стороны, это расширение своего присутствия в мире через продвижение валюты, с другой - переориентация драйверов роста экономики страны на внутреннее потребление (с экспорта и инфраструктуры).
Первая фаза развития Китая закончилась: экономика росла в среднем на 9,5% в течение трех десятилетий. А мировой финансовый кризис стал толчком, когда страна начала активно реализовывать планы по снижению зависимости «от внешнего мира». Необходимость этого Китай понимал и ранее: ведь при глобализации экономики для наращивания экспорта необходимы преимущества. А для Китая преимущество - это, прежде всего, дешевая рабочая сила, так как, например, технологий или ресурсов у них нет. Но для политиков это означает глобальную низкосортность страны и бедность населения. А вот высокий внутренний спрос и конвертируемость валюты снизят подверженность глобальным рискам и будут способствовать росту иностранных инвестиций.
В 2010 году правительство Китая практически не сопротивлялось забастовкам с требованием поднять уровень заработных плат, а с 30 июня 2010 года сразу в девяти китайских провинциях минимальный размер заработной платы увеличился в среднем на 33%, до 600 юаней в месяц. Это был тонкий намек на поддержку внутреннего спроса.
В результате, по данным Credit Suisse Group AG, «в течение пяти лет в стране будет наблюдаться постепенный рост внутреннего спроса, так как запас рабочей силы иссякает, а потребители тратят всё больше и накапливают всё меньше средств. Заработные платы будут расти примерно на 19% в год, в итоге к 2015-му личное потребление достигнет 41,7% ВВП против уровня в 35,6% ВВП в 2010-м».
Перевод на внутренние рельсы потребления, вероятно, будет сопровождаться вспышками инфляции, и правительство будет ограничивать цены на социально значимые товары и услуги. Мы рекомендуем инвесторам, ориентированным на китайский рынок, смещать фокус с экспортных отраслей на отрасли внутреннего потребления в Китае с предпочтением индустрий, которые могут перенести рост инфляционных издержек на конечного потребителя.
| |