|
Фестиваль «Золотая маска» представил один из лучших своих проектов - «Премьеры Мариинского театра в Москве». На Новой сцене Большого театра прозвучала опера Белы Бартока «Замок герцога Синяя Борода» в постановке Даниэла Креймера
Худрук Мариинки Валерий Гергиев давно интересовался этой мрачной и аффектированной партитурой. И к прошлогодней громкой премьере фестиваля «Звезды белых ночей» «прошел» через несколько разных и по характеру, и по составу исполнителей концертных версий. В Москве, которая не видела этого психоделического опуса с 1978 года (тогда венгерская постановочная команда сделала в Большом театре спектакль на Елену Образцову и Евгения Нестеренко), мариинцы показали два абсолютно разных представления.
Первое - фестивально-экспортный вариант: на венгерском языке, с приглашенными звездными солистами - Уиллардом Уайтом и Еленой Жидковой - и лично Валерием Гергиевым за дирижерским пультом. Второе - домашнее: на русском, со своими штатными певцами, в московском случае это были Эдем Умеров и Ольга Бобровская. А дирижировал американец Гавриэль Гейне, низведший оркестровую работу до дежурного аккомпанемента. Солисты тоже были не на высоте. Вокал изобиловал техническими огрехами и фальшью. Да и проникновения в глубины символистских образов не чувствовалось. Впрочем, думается, такие прекрасные солисты Мариинки, как Евгений Никитин и Екатерина Семенчук, были бы великолепны в этой «жуткой» опере.
«Замок герцога Синяя Борода» - первая и единственная опера Белы Бартока - была написана молодым композитором в эпоху декаданса, в начале ХХ века. В основе сочинения длиной в час пьеса Мориса Метерлинка «Ариана и Синяя Борода». Жены героя символизируют периоды его жизни: утро - день - вечер - ночь. С первых аккордов мощный демонический оркестр Валерия Гергиева погружает в историю, напоминающую фантастический коктейль из табуированного и невинного, чувственного и жестокого, банального и таинственного. Звучание оркестра пронизывает до мурашек и мастерски создает загадочную среду, полную метерлинковского символизма. Музыкальная основа умна и изысканна, чего не скажешь о режиссерском решении. Американец Даниэл Креймер делает тривиальный ужастик с элементами социальной драмы. Лицезреть его труд, когда нет Гергиева и его команды, а музыка лишена и смысла, и экспрессии, мучительно скучно.
64-летний уроженец Ямайки знаменитый бас-баритон Уиллард Уайт в роли Герцога очень хорош. Он и деспотичный садист, и безумно влюбленный муж, и эстетствующий сектант. Его супруга Юдит в исполнении выпускницы Петербургской консерватории, обладательницы сильного яркого меццо Елены Жидковой (певица известна московской публике по роли Мари в «Воццеке» Большого театра) - неглупая красавица, одержимая любопытством. Она - то декадентская femme fatale, то человеческая душа, рвущаяся из застенков мрачного замка. Дуэт героев - захватывающая дуэль и психологический триллер, находящие отклик в мистическом звучании оркестра Валерия Гергиева.
| |