|
Сторонникам сохранения молдавской государственности пора объединяться против унионистов, считает эксперт «Росбалта». Иначе после президентских выборов «Альянс за европейскую интеграцию» сделает молдаван вассалами Великой Румынии.
Скоро в парламенте Молдовы пройдут выборы президента. Вопреки прогнозам, получившая наибольшее количество голосов на парламентских выборах Партия Коммунистов оказалась парализованной. А правоцентристский «Альянс за европейскую интеграцию» был воссоздан.
К потере власти ПКРМ привело несколько факторов.
Во-первых, к 2007 году в период борьбы за кресло примара Кишинёва по необъяснимым с точки зрения здравого смысла причинам с предвыборной дистанции руководством партии были сняты наиболее перспективные кандидаты - министр транспорта Василий Урсу и будущий премьер Зинаида Гречаная. Предпочтение было отдано откровенной серости - Вячеславу Иордану, победить которого либералу Дорину Киртоакэ не составляло никакого труда.
Во-вторых, «интеллектуальное ядро» коммунистов в том же году не придумало ничего лучше, как инициировать раскол в Демократической партии Молдовы, руководимой отнюдь не радикалом Дмитрием Дьяковым. Из рядов ДПМ вышла группа Влада Филата - нынешнего премьера и лидера Либерально-Демократической партии, имеющей сегодня 32 парламентских мандата против 42 мандатов ПКРМ. Получить столь мощного врага, которого 4 года назад ещё на свете не было - это надо было постараться.
В-третьих, весной 2009 года вместо дипломатичного спикера Мариана Лупу, за которого могли бы проголосовать некоторые умеренные депутаты-оппозиционеры, вожди ПКРМ двинули на пост президента РМ далёкую от политики Гречаную. Сделав это, они всерьёз не попробовали купить или получить посулами один-единственный голос, которого им не хватало для избрания главы государства в Парламенте. В итоге Лупу ушёл в Демпартию, а Гречаной всё это просто сломало карьеру - сейчас её уже никто никуда не предлагает.
В-четвёртых, власть ПКРМ 7 апреля 2009 года показала и врагам и сторонникам свою слабость, не сумев ни подавить прорумынских мятежников в Кишинёве, ни организовать мощные уличные митинги в свою поддержку.
В-пятых, было дано согласие на пересчёт голосов, хотя оснований для этого не было, да и результаты после пересчёта не изменились.
В-шестых, взятые под стражу погромщики были амнистированы, что внесло смятение в ряды всех сторонников стабильности в стране.
В-седьмых, команда Владимира Воронина поспешно назначила после провала двух попыток избрания президента новые парламентские выборы на 29 июля, хотя с этим можно был тянуть как минимум свыше года - как это сделал АЕИ.
В-восьмых, как только после 29 июля 2009 года в новом Парламенте РМ коммунисты оказались в меньшинстве, президент В.Воронин вместо превращения своего поста в параллельный центр власти, поспешно подал в отставку, добровольно тем самым вручив государственный штурвал унионисту Михаю Гимпу.
В-девятых, с 2001 по 2009 год руководство ПКРМ, опасаясь конкурентов, методично «вытоптало» левый фланг политического поля Молдовы, и в решающий момент оказалось без союзников.
В-десятых, оно с необъяснимым упорством отказывалось вернуться к всенародным выборам президента, отменённым в 2000 году. Если бы оно само, например, в 2007 году инициировало это, то наверняка Воронин тогда избрался бы всенародно без проблем, и сегодня спокойно правил.
А если бы он весной 2009-го двинул бы Мариана Лупу в президенты через Парламент, то сегодня бы рулил бы Молдовой в качестве спикера в парламентской республике, а Лупу представительствовал бы, радуя «европских» делегатов хорошим английским и красивыми костюмами.
Ближайшие советники Воронина обанкротились: на выборах в 2009-2010 году: они сделали ставку на монопольную власть ПКРМ, хотя уже после ступора 7 апреля было ясно - партия в одиночку не может ни победить, ни удержать власть. Как говаривал Талейран, в политике это хуже, чем преступление. Это - ошибка.
С перехода в 2009 году административного ресурса в руки АЕИ, в избирательной среде пошло переформатирование. Усилилось влияние сторонников объединения с Румынией, колеблющиеся качнулись в сторону новой власти, много молдавоязычной молодёжи пошло за противниками коммунистов. Но ПКРМ вместо внесения раскола в ряда Альянса продолжала бить по нему в целом, причём больше доставалось не унионисту Гимпу, а экс-товарищу по партии Лупу. В итоге 30 декабря 2010 года родился АЕИ-2, что означало стратегическое поражение коммунистов.
Теперь для избрания президента депутатам АЕИ - а их 59 - не хватает 2 голоса. И тут коммунисты постарались облегчить им задачу, предложив ранее избирать главу государства в три тура, причём в третьем туре - простым большинством. Мало того, что парламентский президент - это в принципе марионетка в руках депутатов и их спонсоров, но избрание его ещё и простым большинством вовсе даёт возможность современным парламентским «боярам» в пять минут выбросить его из дворца, если тот начнёт слишком часто вспоминать о своей роли гаранта Конституции.
Ставка некоторых политиков насчёт формирования Левоцентристской коалиции в Молдове себя не оправдала. Это - устаревшая схема. Она ассоциируется с доминированием ПКРМ, «под» которую ни одна влиятельная молдавская партия сегодня не пойдёт. Напротив, она подталкивает даже умеренных молдавских деятелей к блоку с унионистами. К тому же сама терминология неверна. В условиях Молдовы есть немало русскоязычных, стоящих в социально-экономических вопросах на позициях либерализма и чистейшего капитализма, и есть сторонники Бухареста, исповедующие вполне ленинские взгляды на проблемы собственности.
Если сегодня у здравомыслящих сил нет желания, чтобы через какое-то время авантюрист типа Траяна Бэсеску стал президентом «всех румын», в число которых попадут жители РМ, ПМР, Южной Бессарабии и Северной Буковины, то Молдова нуждается в Антиунионистской коалиции, составленной из сторонников государственности РМ всех направлений. Это предполагает диалог на перспективу всех партий, кроме откровенных унионистов наподобие Либеральной партии Гимпу.
Кроме того, для преодоления хаоса, длящегося в Молдове с весны 2009 года, необходимо преобразование не оправдавшей себя парламентской республики в парламентско-президентскую. Учитывая невозможность получить дееспособного президента в условиях бушующего кризиса в рамках действующей Конституции РМ, целесообразно созвать Учредительное Собрание и ввести через него всенародные выборы президента страны. Одновременно можно было бы лидерам всех политических партий РМ заключить Пакт Согласия, который содержал бы в себе их отказ баллотироваться в президенты. Пусть победит какая-то свежая фигура.
Но вряд ли на это кто-то пойдёт. Проблема в том, что если идти на новое парламентское голосование, то, учитывая тенденции выборов 29 июля 2009 и 28 ноября 2010 года, а также переход медийного, административного и финансового ресурса в руки противников ПКРМ, велика вероятность получения коммунистами ещё меньшего, чем ныне, количества парламентских мандатов. Возвращение ПКРМ к монопольной власти в Молдове уже невозможно. В этой обстановке для партии не так и страшно, если Лупу станет президентом: ведь для коммунистов необходимо перевести дух, спокойно обсудить причины неудач, выработать верную стратегию и тактику.
Если же ПКРМ будет сидеть в глухой обороне, шансы, что у неё «купят» 2 голоса помимо воли Воронина, увеличатся. Если оба раза коммунисты и не дадут это сделать, то не факт, что юристы АЕИ не обоснуют необходимость простого отказа от новых досрочных выборов («новые выборы не потянет бюджет» и т.п.). Но другую стратегию руководство коммунистов, желающее любой ценой завалить «отступника» Лупу, пока не озвучило. А это значит, что в ближайшие дни попытки подорвать единство фракции ПКРМ станут основной задачей правящего Альянса.
Андрей Сафонов, президент Фонда «Центр стратегических исследований и инициатив "Юго-Восток"»
| |