|
«Четыре льва» - четверо проживающих в британском Шеффилде мусульман, решающих посвятить остаток жизни планированию громкого теракта и поскорее отправиться к Аллаху посредством джихада.
Общение будущих смертников происходит через детский чат, где каждый из них - виртуальный тупик, а профессиональная подготовка - в Пакистане, где Омар (Ахмед), самый умный из четверых, нечаянно подрывает собственный тренировочный лагерь. Его братья по оружию - два тихих идиота (Новак и Ахтар) и один агрессивный (Линдсей), принявший ислам коренной англичанин, предлагающий взорвать мечеть. Когда один из идиотов отправляется (предположительно) к Аллаху, неудачно перепрыгнув через овцу, его заменяет новый рекрут - жизнерадостный рэпер (Али).
В том, что этот фильм выходит в российский прокат именно сейчас, нельзя не усмотреть злющую, зловещую, инфернальную иронию - особенно после того как словарь отечественных медиа пополнило словосочетание «ваххабит Раздобудько». О чем же свидетельствует то, что два с половиной показа «Четырех львов» в столичных кинотеатрах не сопровождаются возмущенными пикетами, я, признаться, понятия не имею. То есть, очевидно, что Моррис - не Скорсезе и даже не Мел Гибсон, а в джихаде общественность разбирается еще хуже, чем в истории религии, но какую-никакую общественную дискуссию подобные попадания в повестку дня вызывают вроде бы априори.
При всем при этом «Четыре льва» - картина предельно скромных кинематографических и, мягко говоря, небесспорных сатирических достоинств. Видно и слышно, что в первую очередь Моррис - колумнист и автор скетчей, мастер малых форм, на дистанции полнометражного кино безнадежно выдыхающийся. Хотя, возможно, все дело как раз в том, что джихад - не международные отношения (еще одну британскую сатиру «В петле» год назад любили и хвалили так же дружно и взахлеб, как сейчас - режиссерский дебют Морриса), и полтора часа бездумно ржать над шутками на эту тему не позволят ни совесть, ни здравый смысл.
Самый оправданный сегмент «Четырех львов» в этом смысле - нарезка на финальных титрах, объясняющая под музыку Афекса Твина (Aphex Twin), что дураки - не моджахеды, не без приключений, но все-таки добравшиеся до места назначения, а все остальные. Коллеги по работе, не смыслящие в ней ровным счетом ничего. Властные структуры, на фоне действий которых виртуальные тупики - триумф стратегического мышления. И, разумеется, мы, не посмотревшие этот фильм, возмутившись его тематикой, или того хуже - решившие, что он невероятно смешной.
| |