|
Большинство прогнозов по мировой экономике на 2011 год ориентированы на развитие текущих тенденций, сформировавшихся в 2010 году. К ним относятся: вялое, ниже среднего U-образное восстановление развитых экономик на фоне погашения кредитов домохозяйствами и компаниями; уверенное V-образное восстановление развивающихся рынков благодаря более прочному макроэкономическому, финансовому и политическому положению.
В целом, темпы роста мировой экономики составят 4%, при этом развитые страны будут расти не более чем на 2% в год, а развивающиеся в среднем - на 6% в год. Между тем, следует выделить факторы, которые могут повлиять на развитие событий, как в лучшую, так и в худшую стороны.
Во-первых, нельзя забывать об угрозе распространения финансового кризиса по Европе. Не исключено, что в ближайшем будущем под ударом рынка облигаций окажутся Португалия, Испания и Бельгия. Учитывая текущий уровень официальных резервов в распоряжении Международного монетарного фонда и Евросоюза, может статься, что Испания окажется слишком большой, чтобы дать ей обанкротиться и, одновременно, слишком большой, чтобы ее можно было спасти.
Еще одна угроза мировому росту исходит от США. В 2011 году Соединенные Штаты могут столкнуться с повторным обвалом на рынке жилья, высокой безработицей, вялой динамикой создания новых рабочих мест, устойчивым кредитным кризисом, разрастающимися бюджетными дырами на федеральном и местном уровнях, и увеличением стоимости кредитования на фоне отсутствия фискальной консолидации. Более того, в настоящее время большая часть финансовых институтов Европы и США заняли осторожную позицию во всем, что касается кредитования, поэтому доступ к денежным средствам будет ограничен по обе стороны Атлантики.
В свою очередь, политические проволочки в Китае и других развивающихся странах могут увеличить перегрев экономик и спровоцировать рост инфляции, которая может обусловить жесткую посадку в будущем. Кроме того, развивающиеся рынки могут попросту не справиться с хлынувшим на них потоком капитала, что приведет к возникновению пузырей на рынке кредитования и активов. Рост цен на нефть, энергоносители и прочее сырье негативно повлияет на условия торговли и сократит располагаемый доход в странах-импортерах, усилив инфляционные давления на развивающихся рынках.
Конфликты вокруг валютных курсов также могут обостриться. Страны с большими дефицитами текущих счетов нуждаются в номинальной и реальной девальвации (для поддержания роста через увеличение объемов экспорта на фоне вялого внутреннего спроса в частном и государственном секторах из-за отказа от заемных средств). Страны с профицитом (особенно на развивающихся рынках) используют валютную интервенцию, чтобы препятствовать номинальному укреплению своей валюты, и стерилизованную интервенцию, чтобы не допустить реального роста. В этой ситуации страны с дефицитом вынуждены корректировать валютные курсы посредством дефляции, которая увеличивает долговое бремя частного и государственного секторов и, потенциально, влечет за собой серию дефолтов.
Более того, на горизонте маячит целый набор геополитических рисков, включая военный конфликт между Северной и Южной Кореей, а также вооруженное вмешательство Израиля, или даже США, направленное на прекращение ядерной программы Ирана. В Пакистане также зреет политический и экономический кризис. Не исключен всплеск кибератак, например, в связи с уголовным преследованием сети WikiLeaks. Учитывая фискальные стимулы, связанные с продлением программы выплаты пособий по безработице еще на 13 месяцев, снижение налога на трудовой доход и необходимость поддержания налоговых поступлений на текущих уровнях еще хотя бы два года, вялый процесс отказа от заемных средств в частном секторе США может привести политиков к ложным выводам о том, что дисбаланс бюджета и текущих счетов - не такая уж большая проблема. В среднесрочной перспективе, это грозит финансовыми проблемами. В краткосрочной - усилением протекционизма.
Наконец, политическое неприятие необходимости фискальной консолидации, особенно в США, может привести к тому, что страна пойдет по пути наименьшего сопротивления, то есть по пути дальнейшей монетизации фискальных дефицитов. В конечном счете (как только рынки труда, товаров и услуг стабилизируются), такой подход выльется в резкий рост инфляционных ожиданий и, следовательно, кривой доходности. Однако есть и позитивные факторы, которые могут повлиять на наш прогноз. Так, корпоративный сектор США демонстрирует неплохие результаты. Учитывая массовость сокращений в период кризиса, можно рассчитывать на увеличение инвестиций в основные средства и расширение штата. Эти тенденции будут способствовать росту ВВП выше среднего в 2011 году. Еврозона, в свою очередь, может приблизиться к идее более тесного экономического и политического союза (или хотя бы, некой формы фискального союза), что поможет решить проблему периферии.
Темпы роста экономик Германии и других крупных стран региона могут ускориться на фоне позитивной динамики развивающихся рынков. Угасание нисходящих рисков и приятные сюрпризы в развитом и развивающемся мирах, вероятно, будут способствовать дальнейшему росту спроса на рисковые активы (акции и облигации), что, в свою очередь поддержит процесс экономического восстановления через снижение стоимости кредитования и увеличение благосостояния. Положительная взаимосвязь потребления и производства, занятости и формирования доходов - как внутри стран, так и на международном уровне, посредством торговли - также ускорит мировой рост, особенно, если развитые экономики будут и далее придерживаться ослабленных монетарных политик, способствующих рефляции цен на активы и увеличению спроса и темпов роста. На самом деле, за четыре года рецессии или вялого восстановления (с 2007 по 2010 гг.) процесс корректировки балансов уже близок к завершению, что может привести к сокращению нормы сбережений и увеличению расходов, способствующих росту экономик.
Последствия финансового кризиса все еще ощутимы, но быстрое развитие поможет залечить раны и подлатать дыры. Таким образом, можно сделать вывод о том, что положительные и отрицательные риски для мировой экономики относительно сбалансированы. Если в первом полугодии правительствам в развитых и крупных развивающихся странах удастся сгладить влияние негативных факторов, связанных с политической и экономической нестабильностью, то мы сможем рассчитывать на устойчивое восстановление мировой экономики во втором полугодии 2011 года и в начале 2012 года. Подготовлено Forexpf.ru по материалам Project Syndicate
| |