Сергей Собянин провел уже более 100 дней на посту мэра Москвы. В эксклюзивном интервью программе «Вести в субботу» Собянин рассказал об уроках теракта в Домодедове, кадровых перестановках в столичном руководстве и российской забывчивости.
- Сергей Семенович, мы в Москве часто не можем найти золотую середину в некоторых вопросах. Перевожу свою мысль: после Беслана был переполох, стояли детекторы на входе во все аэропорты - потом они исчезли. Открыли новое Шереметьево, на переходе между гаражом и терминалом оставили детектор -когда все случилось, он не работал. Люди идут там через первый этаж. На какой уровень вы сейчас прежде всего будете обращать внимание при решении тех задач, которые поставил президент после теракта в Домодедове?
- Конечно, невозможно все население загнать в какую-то рамку. Если ты рамку ставишь в одном месте, те, кто хочет совершить какое-то преступление, могут пойти в другую сторону, в автобус, в троллейбус, трамвай. Оперативная работа должна быть на высоте, и мы все должны быть бдительными. У нас какая-то чисто российская черта - мы забываем очень быстро, мы забывчивые. Вы говорите, что рамки стояли, а сейчас они исчезли. Прошло какое-то время - и мы быстро забыли эти уроки. И снова получаем те же самые проблемы. Это должно постоянно работать. Постоянное какое-то напряжение. Мы постоянно об этом должны говорить. Мы не должны стесняться, мы не должны говорить о том, что все прошло, все замечательно, мы все побороли, никаких проблем у нас нет. Наоборот, мы должны нагнетать ситуацию. Как это ни покажется странным, психологически очень тяжело себя постоянно в таком напряжении держать, но мы должны нагнетать ситуацию для того, чтобы постоянно быть, я не побоюсь этого слова, быть бдительным. Общество, мне кажется, стало более стойким к таким вещам, стойкими, закаленными. Наверное, это плохо с одной стороны. С другой стороны, оно более консолидированное стало. И это залог того, что мы будем более крепкой нацией, более крепкой страной и более эффективно противостоять тем террористическим проявлениям, которые есть в нашей стране.
- Сергей Семенович, спасибо, что вы такой поворот нашли в этой беседе. Я в таком случае задам один дополнительный вопрос. Действительно, стойкость людей очень приятно удивила, их сконцентрированность и отсутствие паники, но в то же самое время мы знаем, что в тот вечер таксисты из Домодедово брали по 10-20 тысяч рублей.
- Я знаю, Сергей, но были и таксисты, и другие граждане, которые вообще к такси никакого отношения не имеют, которые предлагали бесплатно провезти пассажиров. И на самом деле этих негодяев было не так много. Да, были такие случаи. Но тот же «Аэроэкспресс» - без нашей команды, ведь это частная компания, они сами сказали: мы будем возить людей бесплатно. Мы параллельно дали команды о том, чтобы подошли дополнительные автобусы, дополнительные микроавтобусы. Сейчас мы уже заключаем соглашения с таксомоторными парками, которые в условиях чрезвычайной ситуации будут обеспечивать нормальный подвоз пассажиров. Это тоже урок.
- То есть негодяев просто прижмете, получается?
- Конечно.
- Вы здорово уже перетряхнули московский аппарат. Будете это продолжать? Останетесь на той же скорости смены?
- Вы знаете, следующий уровень сложнее, потому что если ты видишь уровень заместителя руководителя департамента, то, например, руководителей управ, которых 150, вот таким образом перетряхнуть сложно. Если вы заметили, мы отдали кадровую политику по тем же управам на откуп общественным собраниям внутри районов. И мы им сказали: есть общественность района, кв нее входят представители общественных организаций, депутаты, собственники жилья и так далее. Вот соберитесь и скажите: вот этот глава управы вам подходит или нет? Если он подходит - я назначу. Если вы скажете нет - я не при каких обстоятельствах его не назначу. Через это сито прошли многие, и треть отсеялась. Это такое чистилище хорошее.
- И это это вы имели в виду, когда сейчас сказали западным инвесторам о повышении уровня прозрачности в городской власти?
- И это тоже, говоря о контакте с населением и принятии совместных решений. Более того, они все назначены на один год. Мы контракт с ними подписали на один год. Это испытательный срок. И кто не справится, что называется, я не виноват. И в первую очередь мы, конечно, будем опираться на мнение населения о работе вот руководителей такого уровня.
Хроника событий в аэропорту Домодедово