|
Разграбленные магазины, сожженные автомашины, горящие резиновые покрышки - такими предстали сегодня на рассвете центральные улицы Каира.
Несмотря на действие комендантского часа, всю ночь в египетской столице Каире были слышны выстрелы. Полиция исчезла с каирских улиц, контроль за обстановкой перешел к армии, однако солдаты явно не в состоянии обеспечить правопорядок, и люди вынуждены самостоятельно давать отпор мародерам, создавая отряды самообороны.
Число жертв пятидневного противостояния в Египте сегодня ночью возросло до ста человек после того, как стало известно о гибели 17 человек в городе Бени-Суеф в 100 км к югу от Каира. Там толпа попыталась взять штурмом два полицейских участка, однако попала под плотный огонь сил правопорядка. Еще восемь человек погибли в противостоянии с уголовниками, совершившими массовый побег из каирской тюрьмы Абу Забаль. Восемь человек были убиты во время протестов в субботу, носивших, несмотря на массовость, гораздо более мирный характер, чем в пятницу. Тогда в противостоянии с полицией в Каире, Алексадрии и Суэце погибли 68 человек. Сотрудники медицинских учреждений говорят о том, что только в одном Каире число раненых приблизилось к 1100, всего же по стране счет пострадавших идет на тысячи.
В субботу 82-летний президент Египта Хосни Мубарак поручил Ахмеду Шафику сформировать новое правительство. Вице-президентом - пост, введенный Мубараком впервые за 30 лет правления, - он назначил шефа египетской разведки Омара Сулеймана. 69-летний Шафик занимал в предыдущем кабинете пост министра гражданской авиации, а в 1996-2002 годах являлся главнокомандующим ВВС страны. Он участвовал во всех войнах, в которые был вовлечен Египет. В свою очередь Сулейман считается одним из ближайших сторонников Мубарака. Долгое время он выступал эмиссаром президента на прямых и непрямых переговорах палестинцев и израильтян, а также оказывал активное посредничество в деле межпалестинского урегулирования.
Несмотря на произведенные перестановки, лидер светской оппозиции Египта бывший глава МАГАТЭ Мухаммед аль-Барадеи заявил, что правящий режим Египта во главе с президентом Хосни Мубараком не сумел выполнить требования своего народа и должен уйти. Того же требуют и сотни тысяч египтян, оказавшись, по мнению наблюдателей, «между молотом и наковальней». Стремление к демократическим реформам натыкается на страх перед хаосом и анархией, которыми грозит нынешняя политическая ситуация этой самой густонаселенной стране арабского мира. «Это критический момент в истории, который можно сравнить с падением берлинской стены. Авторитарный режим пал, барьеры страха рухнули. Это начало конца нынешнего статуса кво в регионе», - высказал мнение аналитик Лондонской школы экономики Фаваз Гергиз.
Спешно покидают египетскую столицу иностранные туристы и инвесторы. Толпы иностранцев скопились в каирском международном аэропорту, где из-за отмены рейсов многими авиакомпаниями царит хаос. В курортных городах обстановка остается нормальной, однако и там иностранные туристы жалуются на то, что местные обслуживающий персонал прекратил выполнять свои обязанности. В настоящий момент на красноморских курортах находятся около 25 тысяч россиян.
Несмотря на то, что воскресенье в стране рабочий день, банки остаются закрытыми в «качестве меры предосторожности», сообщил глава Центробанка Хишам Рамиз. Закрыт и фондовый рынок. Акции египетских компаний за пять дней противостояния потеряли в стоимости 16 процентов, курс египетского фунта упал до самой низкой за последние шесть лет отметки.
По убеждению наблюдателей, возникшие в четверг массовые протесты населения с главным и единственным требованием отставки Мубарака до сих пор ни кем не управляются. У оппозиции нет ни единого лидера, ни какой-либо сплоченной организации. Аль-Барадеи не может взять на себя бремя лидерства и возглавить толпу, поскольку в Египте он практически неизвестен в отличие от международной арены.
Сегодня в стране ожидаются новые массовые выступления противников режима. «Мы не прекратим акции протеста. Мы не требуем замены правительства. Они должны уйти все, Мубарак - первым. Мы добьемся своей цели», - говорит 26-летний студент каирского университета Мухаммед. Вместе с другими студентами он сидит на броне танка рядом с египетским армейским офицером. «Народ и армия вместе», - говорит Мухаммед.
В отличии от полиции, которая ассоциируется с режимом диктатуры, армия пользуется здесь уважением. Практически в каждой египетской семье есть военнослужащие. И от действий армии, уверены аналитики, будет зависеть дальнейшее развитие событий в этой 80-миллионной стране, претендующей на роль лидера арабского мира.
| |