|
Россия в Давосе попыталась убедить мировое бизнес-сообщество в том, меняется к лучшему, готова создавать условия для инвесторов и ждет их у себя. Но пока иллюстрацией решимости властей в основном служат сделки с участием крупнейших транснациональных компаний
Давос. 31 января. FINMARKET.RU - Сессию Всемирного экономического форума в Давосе в 2010 году Россия не то чтобы проигнорировала - нет, даже в отсутствие первых лиц государства состав у российской сборной подобрался достаточно представительный. Но все же спорить за внимание с делегациями, возглавляемыми лидерами своих стран, Россия объективно не могла.
В итоге российская тема в прошлом году оказалась в тени европейской, китайской, индийской... Отечественные бизнесмены, приехавшие в Давос, сдержанно критиковали чиновников за недостаточно активную «пропаганду» - ведь, завоевав внимание инвесторов, следующим шагом страна получает шанс заполучить и их деньги.
На сей раз все было по-другому. Убеждать мировое бизнес-сообщество в том, что Россия всерьез пытается изменить свою экономику и сделать инвестиционный климат максимально дружелюбным, приехала уникальная по составу делегация во главе с Дмитрием Медведевым - он и открывал Давос-2011. Президентский визит из-за теракта в Москве оказался несколько урезанным и скомканным, но и после его отъезда уровень российского представительства в Давосе оставался высочайшим - не ниже, чем на домашней площадке в Санкт-Петербурге.
Коммуникативные задачи в отсутствие президента взял на себя первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов, который встречался с инвесторами и был главным действующим лицом отдельной российской сессии, состоявшейся в четверг. Приехали в Давос и вице-премьер Игорь Сечин - в его присутствии «Роснефть» подписала сразу два соглашения с мировыми нефтегазовыми игроками (BP и ExxonMobil), и министр экономического развития Эльвира Набиуллина, и главные госбанкиры - Герман Греф, Андрей Костин и Владимир Дмитриев. Крупный бизнес - как государственный, так и частный - был практически в полном составе (руководители и совладельцы «Роснефти», «Интер РАО ЕЭС», «РусГидро», «Транснефти», «ЛУКОЙЛа», «НОВАТЭКа», «Северстали», НЛМК, «РусАла», АФК «Система», МТС, «Вымпелкома» и т.д.).
Главная идея, которую Россия привезла в Давос: мы меняемся к лучшему, готовы создавать условия для инвесторов и ждем их у себя. Пока, правда, иллюстрируют решимость властей в основном сделки с участием крупнейших транснациональных компаний, которые в случае необходимости могут рассказать о своих проблемах на самом верху и защитить бизнес от воздействия местной специфики. И это уже немало, но все же в целом инвестиционный климат в России остается не слишком теплым - это признают и крупные российские бизнесмены.
Каждому - свое
В том, что И.Шувалов - талантливый оратор, международная общественность убедилась в декабре, когда первый вице-премьер представлял российскую заявку на проведение чемпионата мира по футболу в другом швейцарском городе, Цюрихе. И на сей раз речь И.Шувалова была яркой, и если ему действительно удалось убедить не только российскую часть аудитории, это будет не менее важной победой - инвесторы голосуют хоть и не прямо со своих мест в зале, зато - деньгами.
«I love my country», - такой не совсем типичной для топ-чиновника фразой И.Шувалов сопроводил свой рассказ о перспективах России. По мнению Германа Грефа (глава Сбербанка РФ), такая пассионарность инвесторов нисколько не смущает, а наоборот - только убеждает в серьезности намерений правительства добиться чего-то по-настоящему серьезного.
Руководители крупнейших глобальных компаний, активно работающих в России, наперебой хвалили работу правительства по улучшению инвестиционного климата.
Глава PepsiCo Индра Нуйи до сих пор потрясена тем, как быстро российское правительство и лично Владимир Путин согласовали историческую сделку по покупке «Вимм-Билль-Данна».
«У вас беспрецедентный доступ инвесторов к правительственным чиновникам. Трудно поверить, но во время приобретения "Вимм-Билль-Данна" я обратилась с просьбой к российскому правительству с тем, чтобы получить аудиенцию у премьера-министра Путина, и нам в течение нескольких часов предоставили такую возможность», - заявила глава PepsiCo. «Мы чувствуем себя русскими в России», - сказала она, и на вопрос модератора - как будет Pepsi по-русски? - под смех аудитории моментально ответила: «Pepsi».
«Мы чувствуем сильную поддержку со стороны российского правительства», - вторил ей президент Alstom Патрик Крон.
А вот Билл Браудер, глава инвесткомпании Hermitage Capital, некогда одного из крупнейших игроков российского фондового рынка, уже несколько лет не имеет доступа не только к правительственным чиновникам, но и в страну вообще. Поэтому редкой возможности напрямую обратиться к российским властям упустить никак не мог.
Его вопрос-выступление на российской сессии прозвучало диссонансом на общем светлом фоне.
«Я крупный инвестор, $4,5 млрд инвестировал в России, столкнулся с коррупцией, пожаловался - и как результат этого меня выгнали из страны, а моя виза была аннулирована», - рассказал собравшимся в зале бизнесмен. По его словам, после этого правоохранительные органы «совершили налет» на представительство компании и «захватили корпоративные документы». «Один из наших юристов (Сергей Магнитский) был арестован, подвергнут пыткам и убит. Что происходит в России?», - спросил у И.Шувалова глава Hermitage Capital.
В своем ответе первый вице-премьер сосредоточился только на финальном аккорде злоключений Hermitage в России - смерти С.Магнитского.
«Мы знаем очень хорошо об этом деле», - заявил И.Шувалов. По его словам, 20 человек были уволены немедленно после смерти юриста. «Это было громкое дело, президент лично принимал участие в этом вопросе, чтобы попытаться найти истину», - заявил первый вице-премьер.
Он порекомендовал Б,Браудеру сконцентрировать внимание на позитивных тенденциях, которые есть в России, и вообще - смотреть не в прошлое, а в будущее. «Нужно доверять людям, с которыми вы работаете. Разные люди есть в России, они работают в разных учреждениях и ведомствах, - сказал И.Шувалов. - Мы хотим изменить Россию, но мы не можем изменить ее за один день. Вы должны будете признать, что страна меняется в позитивном плане». В общем, сбить его с позитивной волны Б.Браудеру не удалось. Мы ребята крепкие, как подметил президент Д.Медведев.
В этом же ключе в кулуарах Давоса выразился и один из крупнейших российских предпринимателей: «История с Браудером известная, фиговая история. Но она не в контексте будущего».
Еще одна не менее громкая история - второй приговор Ходорковскому - заранее обсуждалась как «гвоздь» давосской программы. Помощник президента Аркадий Дворкович пообещал, что на вопросы о деле Ходорковского глава государства даст ответ. Однако в открытой части дискуссий вопрос так и не прозвучал - по-видимому, участники форума сочли неэтичным через два дня после трагедии в «Домодедово» говорить о проблемах отдельного человека.
Зато вице-премьер Игорь Сечин, которого о «ЮКОСе» спросили не инвесторы, а журналисты, высказался более чем подробно. Пожалуй, впервые зампред правительства, курирующий нефтяную отрасль и возглавляющий совет директоров «Роснефти», которой перешли основные добывающие активы «ЮКОСа», столь четко сформулировал свою позицию в этом вопросе.
«Киллеры и жулики сидят, бардак прекращен, правила игры есть, я думаю, для инвесторов это основное», - сказал вице-премьер, отвечая на вопрос о последствиях дела «ЮКОСа» для инвестиционного климата.
| |